На главную

 

ТАМБОВЩИНА.

08.2000

ГРЯЗИ – ТАМБОВ – ИНЖАВИНО.

Поезд Рига – Воронеж отходит от Липецка. За окном в темноте различимы терриконы шахт. Железная дорога далее проходит вблизи реки Матыры. Местность за окном низинная, покрытая ивовыми кустами и густым туманом. Более не видно ничего. С рассветом поезд приходит на станцию Грязи-Воронежские. Грязи – это город с 30-ти тысячным населением в Липецкой области на самой границе с Тамбовской. До прибытия поезда Ростов – Тамбов есть немного времени, чтобы осмотреть прилегающую часть города.

 

 

 

 

Раннее утро на Матыре близ г. Грязи.

 

Смотреть здесь, в общем-то, нечего: это отнюдь не исторический центр города. Кругом – панельные пятиэтажки. Эксклюзивно выглядит только здание вокзала. От него как в одну, так и в другую сторону можно выйти в город по длинному подземному переходу. В окрестностях вокзала в разных местах стоят на постаментах «катюша», самолёт и паровоз.

Хотя от Орла до Тамбова не так далеко – всего около 500 км – но никакой общественный транспорт туда не ходит. Ни самолётом, ни поездом, ни трамваем до Тамбова без пересадки не добраться. С билетами на проходящие поезда может повезти, а может и не повезти. Это как придётся. И выкручиваться из ситуации тоже придётся, как получится –   но благо варианты дальнейшего перемещения имеются всегда.

Поезд Ростов – Тамбов отправляется рано утром. С моста над Матырой видно начало водохранилища. Далее местность по пути движения на удивление однообразная и плоская. Если надумаете когда-нибудь печь блины, смело можете брать этот ландшафт за эталон. Напрочь непонятно, в какую сторону идёт понижение рельефа. Местность открытая, лесов нет вообще – имеются только лесополосы. Этот плоский однообразный блин длится сорок километров.

Определённо производители минеральной воды «Байгора» – она бутилируется в городе Грязи – обладают немалым чувством юмора. На этикетках красочно изображена заснеженная горная вершина. И кто знает, что Байгора – это вовсе не гора на Кавказе, а река в Липецкой области? Она впадает в Матыру как раз возле города Грязи. Местность на водосборе реки весьма и весьма равнинная.

В окрестностях Мичуринска однообразно ровная поверхность Окско-Донской равнины нарушается. На подъезде к Мичуринску поезд пересекает долину реки Воронеж, а на выезде – долину реки Лесной Воронеж. Леса… Да, леса вдоль рек действительно имеются. Но по настоящему большие массивы находятся всё-таки в стороне от железной дороги.

Мичуринск – он же бывший Козлов – имеет население свыше 100 тысяч человек. Поезд делает здесь продолжительную остановку. Железная дорога Грязи – Мичуринск – Ряжск электрифицирована, а вот все остальные железные дороги в Тамбовской области обходятся исключительно тепловозами. В том числе и те, что проходят через Тамбов.

Спустя дюжину километров после Мичуринска поезд минует долину Польного Воронежа, а затем снова ползёт по однообразной равнине. Только местность теперь уже не столь безукоризненно плоска, какой была прежде. Около полудня поезд минует Татарский вал, входивший некогда в оборонительную систему Белгородской засечной черты, и прибывает в Тамбов.

В самых общих чертах, Тамбов – довольно компактный аккуратный город с неплохим архитектурным обликом. По населению чуть-чуть уступает Орлу. По возрасту тоже уступает – более значительно – лет так на семьдесят. Не задерживаясь в Тамбове, продолжаем движение в восточном направлении – теперь по автодороге Тамбов – Саратов.

На выезде из Тамбова автодорога пересекает реку, название которой – Цна. С моста открывается вид на Преображенский собор. Построен собор в XVIII в.

На выезде из Тамбова автодорога широкая с идеально ровным асфальтом. Через протоку Старая Цна она проходит по двум параллельным мостам – по одному мосту в каждом направлении движения. Но такая дорога длится очень недолго.

 

Выйдя из Тамбова, дорога пересекает Цнинское полесье. В общем, Тамбовская область как то больше ассоциируется с ландшафтами распаханных степей. Огромный лесной массив посреди Тамбовской области воспринимается как нечто такое, чего здесь вроде бы и быть не должно. Но на самом деле всё закономерно. Леса произрастают на пространствах флювиогляциальных отложений, и отложения эти имеют точно такое же происхождение, что пески нашего полесья. Собственно, Цнинское полесье – это не что иное, как узкий «язык» Мещёры, протянувшийся далеко на юг от Рязани. Весь этот массив Цнинского полесья тяготеет к правобережью Цны. Ширина его в Тамбовской области редко достигает 20-ти километров, а вот длина… Длина – дело другое.

Посреди Цнинского полесья по карте нетрудно отыскать деревни с необычными названиями – Тригуляй, Пихтеляй, Хомутляй, Виникляй, Пчеляй, Подоскляй. Хотелось бы знать, откуда появились такие названия.

Цнинское полесье находится примерно на той же широте, что и наше Орловское полесье. Но разница в видовом составе травостоев в лесу заметна. Вот, например, всего одна небольшая деталь. В Орловской области в лесах обычна купена многоцветковая, а в Тамбовской более широко распространена купена одноцветковая. И таких деталей много. Скажем, в Орловской области по берегам водоёмов широко распространён рогоз широколистный, а в Тамбовской области – рогоз узколистный. Разница в климате вроде бы невелика, а сказывается.

Автодорога идёт посреди сосновых боров, которые по мере подъёма резко сменяются чернолесьем из дуба, берёзы и других пород. Столь же резко исчезают и пески. Но не надолго. Далее они встречаются во всяких понижениях рельефа вплоть до Рассказово. Железная дорога всё время идёт где-то рядом. Кстати, из поезда можно увидеть в изобилии заболоченные участки Цнинского полесья, всякие небольшие озерца и мочажины.

Новая Ляда вовсе не производит впечатление посёлка городского типа. Она вообще состоит из трёх частей, которые по незнанию можно принять за три разных населённых пункта.

Рассказово – город с 50-ти тысячным населением. Центр города представлен всего несколькими кварталами «многоэтажек», имеющих в высоту от двух до пяти этажей. Здесь же стоит старинная церковь. Неподалёку на постаменте установлено зенитное орудие. Вся остальная часть города – это бесконечный одноэтажный частный сектор. По этой самой причине Рассказово, вшестеро уступая Тамбову по населению, почти не уступает ему по площади.

Город Рассказово (центральная часть)

Цнинское полесье.

< Тамбов: река Цна и

 Преображенский собор.

 

Восток Тамбовской области.

Объездная дорога, идущая мимо Рассказово, если верить на слово, хорошего качества и очень красива.

На выезде из Рассказово автодорога Тамбов – Саратов имеет такую ширину, что больше похожа на взлётную полосу. Асфальт в идеальном состоянии. Но длится этот участок недолго – всего несколько километров, и уже за Моршанским поворотом качество дороги оставляет желать лучшего, а ширина её – самая обычная. По карте далее показана «дорога с улучшенным покрытием», но это сомнительное определение. Залитая битумом щебёнка поверх старого слоя асфальта – не самый лучший вариант дорожного покрытия.

На участке дороги от Моршанского поворота до Инжавинского поворота населённых пунктов нет никаких. Всего лишь один подъём – не то чтобы крутой – находится там, где дорога пересекает верховье речки Большой Ломовис. Лесов, насколько хватает взгляда, нет, только лесополосы. А горизонты здесь далёкие.

Перед самым Инжавинским поворотом автодорога пересекает заброшенную железнодорожную ветку, идущую к Инжавино. Возле поворота расположено кафе. Оставим теперь автодорогу Тамбов – Саратов.

Автодорога на Инжавино на протяжении 30 километров идёт по водоразделу столь ровному, что обычно не представляется возможности понять, в какую сторону идёт наклон – вперёд вдоль дороги или же в обратном направлении. На дороге всего несколько изгибов, и она кажется прямой как стрела. Прямолинейно уходит куда-то вдаль, скрываясь за линией горизонта. Далёкая встречная машина порой столь медленно и неясно вырисовывается в лёгкой серой мгле, что даже не по себе становится. Она и слышна поначалу едва-едва.

Недалеко от Инжавино в Семёновке находится единственный на всём стокилометровом пути от Тамбова относительно крутой спуск.

 

ИНЖАВИНО.

Инжавино – это большой посёлок городского типа на востоке Тамбовской области. Население его намного превышает 10-тысячную отметку. Не так давно – в конце 1990-х в состав Инжавино включили ещё и большое село Терновóе, расположенное поблизости. Собственно Инжавино отделено от Тернового всего какими-то четырьмястами метрами, на которые приходится кладбище и крутой поросший лесом склон. Другими словами, Инжавино более соответствует статусу небольшого провинциального городка. Имеются здесь и старинные каменные здания – правда, совсем немного – и пятиэтажные «хрущёвки». Одна старинная церковь расположена в Терновом; здание церкви деревянное.

Одноэтажные деревянные здания в Инжавинском районе по своему облику немного отличаются от орловских. Во-первых, они немного короче и пошире, и потому в плане более приближены к квадрату. Во-вторых, крыши домов, как правило, имеют четыре ската, а не два. В-третьих, ставней на окнах нет никогда (в окрестностях Орла они иногда присутствуют на окнах). В-четвёртых, обшивают стены домов досками исключительно горизонтально – это очень характерно именно для Инжавинского района. В соседних Кирсановском и Уваровском районах горизонтальное расположение досок не является преобладающим, а для соседних районов Саратовской области оно вовсе не свойственно. Впрочем, горизонтальное расположение присуще ещё окрестностям Рассказово и Тамбова.

Железнодорожная станция в Инжавино не действует. Здание железнодорожного вокзала… Безо всякой натяжки – оно разгромлено: ни стёкол, ни дверей, и внутри – полный погром. Рельсы для движения поездов уже не пригодны, потому как за ними никто не следит.

Автозаправочных станций на востоке Тамбовской области немного. Но в Инжавино их три: на въезде в посёлок, на выезде и ещё одна – на противоположном берегу Вороны у деревни Красúвка. Бензин на автозаправочных станциях бывает не всегда. Поэтому местные жители, случается, выезжают заправляться в соседние города – Кирсанов и Уварово.

Магазинов несколько – как в самом Инжавино, так и Терновом. Центральный универмаг в Инжавино располагается в двухэтажном каменном здании. А в Терновом имеется хороший стоматологический пункт.

«День города» в Инжавино отмечается 19 августа.

Говор на востоке Тамбовской области едва заметно отличается от орловского. Но местные легко распознают приезжих. В чём собственно заключается различие говоров, понять трудно. Есть, например, такие ньюансы. Жители Инжавино не говорят «поехать в Саратовскую область», они её называют не иначе как «Саратов». Город Кирсанов называют исключительно не иначе как «Кирсан». «Пойти в ночное» - это по поводу выпаса лошадей – именно так, в среднем роде.

К местному тамбовскому колориту стоит, конечно, причислить выпускаемую в области водку под названием «Тамбовский волк». Собственно волками в старину называли местных разбойников, откуда и пошло всем известное выражение «тамбовский волк тебе товарищ». В этом смысле водка «Тамбовский волк» чем-то сродни орловскому «Соловью-разбойнику».

Климат в Тамбовской области отличается большей континентальностью. И хотя лето здесь чуть-чуть короче, чем в Орловской области, но жарче. Арбузы на местных грядках – совершенно обычное явление. Конечно, они невелики по размеру и не идут в сравнение с астраханскими, но удаются ежегодно, а не так как у нас. Лето на востоке области засушливее, чем на Орловщине. Сильные грозы и ливни – обычное явление, хотя и не частое.

Инжавино расположено вблизи реки Вороны. Долина реки очень красивая и большей частью покрыта лесами. На песчаных почвах обычны сосновые боры. Правый берег почти на всём протяжении крут, и с него открываются обширные красивые виды. Между Инжавино и деревней Красивка над рекой проходит автомобильный мост, а рядом с ним сохранились пролёты уже не действующего автомобильного моста, построенного ещё в конце XIX  в. Отсутствуют два крайних пролёта.

Излюбленным местом отдыха местных жителей является, в частности, так называемый пляж Крольчатник. Ворона, если сравнивать её с другими реками, в этом месте немного напоминает Вытебеть где-нибудь так в Ульяновском районе Калужской области.

Стоит ещё упомянуть про Сатинские пруды, расположенные километрах в двадцати к юго-востоку от Инжавино. Прудовое хозяйство, насколько можно заметить, вообще развито в Тамбовской области. А на Сатинские пруды местные жители приезжают время от времени ловить рыбу.

Село Терновое (авт. С.С. Аверичев).

Река Ворона вблизи Тернового

(авт. С.С. Аверичев).

< Церковь в селе Терновое (авт. С.С. Аверичев).
 

Типичный дом в Инжавино >

(авт. С.С. Аверичев)

< Схематичный облик типичного жилого дома в Инжавинском районе.

 

ТАМАЛА И КИРСАН.

По реке Вороне вообще повсюду – очень красивые места. В том числе и в северном направлении от Инжавино. Здесь – на участке долины от Инжавино до Кирсанова располагается Воронинский заповедник. Река извивается по широкой покрытой лесом пойме, образует острова и протоки. В пойме расположено множество озёр-стариц и два больших разлива реки – проточные озёра Рамза и Кипец. Наилучшие виды открываются с высокого правобережья.

Водораздельные пространства левобережья – это ровные ландшафты полей и лесополос, пересечённые двумя глубокими долинами малых рек – реки носят названия Карай и Вяжля. Местами встречаются крупные булыжники красноватого цвета. Думаю, они занесены ледником. В пасмурную погоду, когда тучи висят совсем низко над землёй, складывается впечатление, что над долиной Вороны они висят ещё ниже, чем над водоразделом, и даже ниже «точки наблюдения». Возможно, так оно и есть.

Ближайшие населённые пункты городского типа к северу от Инжавино – это Тамала, Умет и Кирсанов.

Относительно ландшафтов окрестностей Тамалы сказать нечего. Красота их однообразна. В общих чертах – типичный местный ландшафт.

Тамала – самый что ни на есть обычный райцентр, расположенный на юго-западе Пензенской области. Примечательных зданий в посёлке всего два. Первое из них – это элеватор. На фоне посёлка он смотрится небоскрёбом, и виден издалека. Второе – это здание местной железнодорожной станции. Выполнено в архитектурном стиле «а-ля глубинка». В жизни ни разу не видел столь же нелепо-ассиметричного здания. Весёлый дизайнер, его проектировавший, определённо послал всякие представления о симметрии к чёрту. Не то чтобы здание вовсе не несло симметричных элементов. Всё-таки проёмы окон и дверей имеют нормальную конфигурацию. Но вот их расположение по фасаду, а равно и расположение всех других архитектурных элементов, идёт вразрез с представлениями о симметрии. Здание станции – каменное двухэтажное, покрыто штукатуркой и покрашено в красный, серый и белый цвета. На втором этаже имеется один небольшой деревянный остеклённый балкон, где красуется табличка «ж.-д. станция ТАМАЛА ю.в. ж.д.». Этот архитектурный шедевр и в плане лишён симметрии. Вероятно, постройка была возведена во второй половине XIX или в начале XX века. Поблизости от неё расположена башня водокачки. Она широкая и занимает не только территорию, прилегающую к перрону, но и почти всю ширину самого перрона.

  < Железнодорожная станция в пгт. Тамала.

Пригородные поезда по железной дороге нередко движутся с большим запозданием. Но никого это не удивляет.

На участке от Тамалы до Кирсанова из окна поезда открываются различные виды. Самые красивые пейзажи можно наблюдать, когда поезд пересекает Ворону: сосны, река, песчаные пляжи. В пойме реки в лесу большие пространства заняты болотами и озерцами.

Здание железнодорожного вокзала в Кирсанове по размеру больше, чем в Тамале, и оно симметричное. Вообще, в Кирсанове довольно много старинных двух- и трёхэтажных зданий. Но общего облика городу они не создают, поскольку разбросаны по центральной его части диффузным образом. Город производит впечатление чего-то среднего между Болховом и Мценском. Пожалуй, ближе к Болхову, но за вычетом церквей – их здесь как-то не видно. Одноэтажные здания в плане приближаются по соотношению длины и ширины к орловским, но крыши всё рано преобладают в четыре ската. Кирсанов имеет статус города с 1779 г., но, конечно, возник раньше. Насколько я понял, «Кирсан» - это татарское имя, в этом плане город перекликается с рязанским Касимовым. Вообще на востоке Тамбовской области нетрудно встретить топонимы татарского происхождения: Карай, Балыклей, Шибряй и др. Впрочем, их доля в общем числе топонимов совсем невелика. Есть также топонимы мордовского происхождения.

С крутых берегов Вороны Кирсанов виден издалека. Удивительно, но город хорошо различим на горизонте даже от деревни Парёвка – а это что-то порядка 25 – 28 км.

В целом, пространства Окско-Донской равнины характеризуются очень небольшими уклонами. Но по долинам рек встречаются очень крутые спуски и подъёмы. Они не отличаются большими амплитудами высот – всего какие-нибудь 40-60 м – и они короткие. Но потому круты даже в сравнении со многими подъёмами Среднерусской возвышенности.

Стоит отметить, что на притоках Вороны – речках Карай, Вяжля, Вячка, Инокóвка, Парёвка – северный берег долин намного круче южного. Асфальтированные дороги на подъёмах имеют максимальную крутизну в нижней части, подошва склона всегда очень резко выражена. После наиболее крутого участка следует резкий перегиб профиля, за которым подъём продолжается уже не так круто, и вскоре дорога выходит на водораздельные пространства.

Можно получить острые ощущения при спуске на велосипеде, скажем, с северной стороны в долину Иноковки. С случае попутного ветра скорость может быть такой, что мало не покажется. Трудно сказать, какой именно. Ощущение такое, будто переднее колесо вот-вот оторвётся от асфальта, и вообще велосипед ведёт себя необычно. Во время спуска уже не до чего более нет дела, как до управления велосипедом. Потому что в случае падения «костей не соберёшь»... Никогда так не делайте.

 

УВАРОВО.

Автодорога Инжавино – Уварово типична для Тамбовской области. Особо примечательных мест на ней нет. Лесополосы вдоль дороги представлены невысокими разреженными насаждениями рябин или отсутствуют. Панорама Уварово открывается ещё на подъезде к селу Нижний Шибряй, т.е. с расстояния 7 – 10 км.

На въезде в город автодорога пересекает по мосту Ворону. Собственно, здесь два моста – старый и новый. Транспорт по старому мосту не ходит, но мост не перегорожен и не разрушен, и пройти по нему можно.

Город начинается с крутого подъёма и поворотов. Помимо реставрируемой церкви, никакой старинной архитектуры в городе не видно до самой Обловки. От станции Óбловка в южном направлении просматривается несколько старинных зданий.

Временем основания города считается 1699 г. Можно думать, что Уварово по размеру больше Кирсанова. В северной его части немало пяти- и девятиэтажных зданий. Отсюда в южную часть города можно проехать лишь одной дорогой – весьма оживлённой. Она идёт крутым спуском, пересекает ручей. Далее до железной дороги раскинулись лишь одноэтажные здания. Они, кстати, сходны с Инжавинскими, и тоже имеют крыши в четыре ската, но только боковые скаты крыш обычно неполные: выше, либо ниже боковых скатов имеются вертикальные стенки.

В Тамбовской области названия станций очень часто не совпадают с названиями населённых пунктов, в которых они расположены. Примеров масса. В райцентре Петровское расположена станция Избердей, в райцентре Мордово – станция Оборона, в райцентре Сатинка – станция Сампур, в райцентре Дмитриевка – станция Никифоровка, в райцентре Сосновка – станция Челновая, в райцентре Первомайское – станция Богоявленск, в посёлке Краснослободский – станция Инокóвка. Чаще всего станции «шифруются» под названиями расположенных поблизости рек или деревень.

 

ИЛЬМЕНЬ.

Примерно посередине между Уварово и Инжавино на левобережье Вороны находится Ильмень. Наряду с озером Рамза, Ильмень – крупнейшее естественное озеро в Тамбовской области. В поперечнике имеет более километра. Ильмень – не проточное озеро. Вода в озере в августе имеет зелёный цвет. Вода тёплая, и во всяком случае, она намного теплее, чем в реке. Дно озера илистое, его сапропелевые грязи признаются лечебными. Берега по всему периметру заросли камышом, рогозом и ивняком. Заросли эти широки и зачастую непроходимы. По причине их наличия очень трудно бывает понять, где же собственно начинается берег озера. А на небольшом удалении от озера живописно раскинулись сосняки, и поросшие разнотравьем и осоками луговины.

Проехать к озеру можно, например, просёлком со стороны деревни Лебяжье. Долго просёлок идёт вдоль земляного вала, а затем – по самому этому валу. Предполагаю, что вал когда-то входил в систему оборонительных укреплений, прикрывавших русские земли от татарских набегов.

Озеро Ильмень на просторах Окско-Донской равнины отнюдь не единственное. Есть в поймах Хопра и Вороны, как минимум, ещё три озера с такими же названиями, но меньшие по площади.

 

КАРАУЛ.

Примерно в десяти километрах к юго-западу от Инжавино расположено село Караул. Название село получило потому, как несколько веков назад здесь размещался караульный пункт, следивший за татарскими набегами. Место было выбрано очень удачно. Из села с очень крутого правого берега открываются далёкие виды на долину Вороны и её левобережье. Уверяют, что для наблюдений использовалась колокольня расположенной в селе церкви. Интересное место находится на южной окраине села. Отсюда с высокого холма открывается почти круговая – на 300° – панорама на окрестные ландшафты. Почти как с самолёта. Стоя на вершине холма можно достаточно живо представить себе время татарских набегов.

Ещё село известно тем, что в селе вроде бы располагается бывшая усадьба Чичериных, признанная памятником архитектуры. Собственно, от усадьбы сохранился лишь заброшенный парк и постройки хозяйственного двора вместе с оригинальными въездными воротами. От самой усадьбы остались лишь фрагменты стен одного крыла, фундамент здания и развалины подвалов с арочными кирпичными сводами. Эти руины теперь обильно поросли хмелем, коего вообще встречается в приречных ландшафтах на востоке Тамбовщины немало. Возможно, усадьба когда-то и была дворцом. Но если бы, предположим, вся авиация фашисткой Германии нанесла по дворцу бомбовый удар, то это здание смотрелось бы не намного хуже, чем оно сейчас выглядит.

 

 

 

Озеро Ильмень.

 

 

Вид с вершины останца на долину Вороны в сторону озера Ильмень. >

 

 

Караул: хозяйский двор бывшей усадьбы Чичериных.

Останец на окраине села Караул.

 

Река Ворона вблизи города Уварово.

Река Хопёр вблизи города Аркадак.

 

 

 

<<Мост над Хопром.

 

< Храм в городе

Аркадак

 

ИНЖАВИНО – АРКАДАК.

Если сравнивать пространство между Инжавино и Аркадаком – а это восток Тамбовской и запад Саратовской областей – с Орловской областью, то сразу можно отметить несколько особенностей. Во-первых, рельеф куда более ровный. На все 105 км пути приходится лишь несколько сколько-нибудь запоминающихся подъёмов: на пересечении с долинами Вороны, Мокрого Карая, Щербедины, да ещё двух балок. В этих балках, кстати, можно заметить красноватого цвета валунчики, похожие на гранит. Во-вторых, лесов между долинами Вороны и Хопра нет. Напрочь. Деревья представлены лишь узкими полезащитными лесополосами. Составлены лесополосы чаще всего тополями, а не дубами, скажем, не липами и не клёнами. И расстояния между лесополосами в среднем примерно вдвое больше, чем на Орловщине.

Населённые пункты встречаются реже, чем на Орловщине. На въезде в крупные сёла могут стоять указатели, где помимо названия приводятся его площадь, население, число школ, медпунктов и сельских клубов. Пример тому – село Каменка. Привычных нам водоразборных колонок нигде нет. Вместо них непосредственно к каждому дому подведены водоотводы.

Железная дорога, проходящая через Аркадак, электрифицирована. Автомобильная дорога Чигинак – Аркадак следует параллельно ей. На протяжении нескольких километров – от железнодорожного переезда до реки Хопёр – дорога идёт по высокой насыпи. Дорога узкая, с изгибами, обгон запрещён. По сторонам тянутся металлические ограждения. За ними по обе стороны раскинулись пойменные леса из тополей. С автодороги, возвышающиеся над ней верхушки высоких деревьев, нередко выглядят кустарником. Металлический мост над рекой Хопёр – не что иное, как бывший железнодорожный мост, переоборудованный под автомобильный. По краям асфальтового полотна торчат концы деревянных шпал. Одновременное движение автомобилей по мосту возможно только в одном направлении. Скорость ограничена 20 км/ч, имеются ограничения и по массе.

Город Аркадак расположен на левобережье Хопра на небольшом удалении от него, и в пойму не спускается. Аркадак – очень небольшой провинциальный город на самом краю Приволжской возвышенности. Его торговая площадь вряд ли претерпела сколько-нибудь существенные изменения с XIX в. Поблизости от площади расположен парк и какой-то завод со старинными постройками в стиле «а-ля глубинка». Расположенная поблизости церковь напоминает своим обликом церковь нашего Спасского-Лутовиново. Сходство, конечно, не абсолютное, но заметное.

 

 На главную