На главную
I
.
ВЕЛОТУРИЗМ.

 

ВЩИЖ.

4-5.11.2006

Ноябрьские праздники. Имеется три выходных дня подряд. Я ещё не был в музее Вщижа, а посмотреть его весьма желательно. И окрестные ландшафты тоже.

В четвёртом часу ночи приезжаю на железнодорожную станцию Орёл. Поезд отходит в 413. Общие вагоны на Брянском направлении менее удобны для перевозки велосипеда, чем на Тульском или Курском направлениях. Всё же они несоизмеримо удобнее, чем плацкартные вагоны. Поезд идет что-то около трёх часов. За окнами темно, и ничего не видно. Только освещённые станции – Нарышкино, Хотынец, Карачев – иногда появляются в поле зрения. Небо начинает светлеть только на подъезде к Брянску.

Раннее утро. Выхожу на площадь перед зданием вокзала «Брянск-Орловский». Включаю фары и начинаю движение по маршруту. Маршрут идёт по левобережью Десны. Из Володарского района Брянска в Бежицу напрямую идёт всего одна дорога. Уклоны пологие, асфальт хороший, сухой, местами вдоль обочин имеются наледи. Температура воздуха – чуть ниже нуля. В силу особенностей освещения местность предстаёт в сероватых тонах, поэтому включённые фары во время движения по дороге – это необходимость. По левую сторону иногда видна Десна, и за облетевшими деревьями едва просматривается центральный – Советский район Брянска. По мосту пересекаю реку Болву.

Современный город Брянск состоит из четырёх обособленных районов – Советского, Володарского, Фокинского и Бежицкого. Эти большие участки городской застройки отстоят друг от друга на 1,5 – 3,5 км. А между ними находятся поймы рек, древесно-кустарниковая растительность, дачные массивы. Почти вся старинная архитектура расположена в Советском районе – это и есть исторический центр города. Фокинский и Володарский районы – более молодые. Бежица во второй половине XIX в. в городскую черту Брянска не входила: она сама собой имела статус города.

Насколько можно заметить, в Бежице старинной архитектуры очень мало. На улице Ульянова по правую сторону одно за другим стоят три небольших старинных здания. Третье является пожарной частью. Далее – там где улица приближается к железной дороге, сужается и заворачивает влево – оригинально смотрится здание с ломаной вовнутрь красной линией. Его сейчас занимает отделение милиции. Но это здание едва ли можно назвать старинным. Предполагаю, оно появилось где-нибудь в середине XX в. Вообще, в Бежице очень много построек середины XX в. Эти здания, конечно, не являют собой шедевры архитектурного зодчества, но всё же обладают некоторым своеобразием. Конечно, есть и «хрущёвки», и панельные многоэтажки, и новостройки, но в целом не они создают облик бывшему городу.

Выезжаю из Брянска. Дорога хорошая. Полностью рассвело. Иногда из-за облаков проглядывает Солнце. Ориентироваться очень просто, потому как еду параллельно железной дороге. В замешательство приводит транспортная развязка с новой автодорогой, не отмеченной на карте. Долго стою у этой развязки, листаю карту… Вдалеке заметно какое-то село, однако, моё собственное зрение, увы, не идеальное. Ну-ка, где мой «японский глаз» с 12-ти кратным зумом? Ага, вот так ситуация немного проясняется. Судя по стоящему в лесах храму, это – село Отрадное, оно расположенно на другом берегу Десны. Поворачиваю на Сельцо.

Начинаются живописные сосновые боры. Дорога идёт через Нетьинку – большую аккуратную деревню. Как это нередко бывает в Брянской области, сосны удачно дополняют селитебный ландшафт. Красивый вид открывается с дороги вправо – на лесную балку. Красивы ландшафты и далее. Иней, выпавший на деревья, тому способствует. Своеобразная получается поездка.

Мне вовсе не холодно. Мне жарко. Рабочий комбинезон «Егерь», конечно, хорош: замечательно держит тепло и не продувается. Но пот во внешнюю среду тоже не пропускает. Так что поездка проходит в неспешном темпе. Особо не тороплюсь – иначе пот потечёт по спине в буквальном смысле, а переодеться будет не во что! В качестве запасной одежды имеется только пара тонких свитеров. Это потому, что груз я с собой брал по минимуму. Но всё-таки оделся я очень тепло. Как потом оказалось – не зря!

Вскоре въезжаю в Сельцо. Сельцо представляет собой то ли крупный посёлок, то ли маленький городок. Если верить карте, Сельцо состоит как минимум из пяти обособленных участков, отдалённых на 0,5 – 3,5 км друг от друга. Не знаю наверняка, но предполагаю, что эти участки имеют собственные названия.

Сельцо известно жителям нашего региона прежде минеральной водой «Сельцовский родник». Что касается центральной части, она внешне чем-то отдалённо напоминает Карачев. Имеется несколько кварталов панельных домов, но большая часть населённого пункта представляет собой частный сектор. К северу от железной дороги расположен католический костёл. Здание, судя по всему, новое. Вообще, в Брянской области католических храмов не так уж мало – в самом Брянске их, как минимум, два.

А к югу от железной дороги стоит здание православной церкви. Здание новое и стены пока ещё не отштукатурены полностью. Внешне обликом напоминает не столько современные церкви, сколько постройки XIX в. Скорее всего, новые стены храма стоят на старом фундаменте.

На выезде из центральной части Сельца асфальт сменился грунтовкой. Таким образом, самый лёгкий участок маршрута закончился. Дорога с замусоренными обочинами вывела мимо кладбища и через лес к большому дачному массиву. Начала делать ответвления. Я каждый раз выбирал наиболее накатанную дорогу как наиболее верную. На сей раз, не ошибся. К моему удивлению, поначалу дорога была не песчаной, а скорее – легкосуглинистой. Впрочем, пески вскоре появились. Однако, поверхность дороги была скована морозцем, и ехать по песчаному просёлку было столь же легко, как по сухому суглинистому.

Теперь я уже не столь чётко ориентируюсь в плане своего точного местонахождения и потому не прочь перебраться на другую сторону реки – на правобережье. Но местные в один голос уверяют, что мостов через реку поблизости нет. И что на Ржаницу этим берегом не проехать. Однако, возвращаться в Сельцо, где точно есть мост, не хочется. И я продолжаю движение в сторону Ржаницы.

 

Река Болва в Брянске. Раннее утро.

Бежица: старинные здания.

Село Отрадное.

Дорога на Сельцо близ Нетьинки.

^Костёлы Брянска.

(фот. 2003- 2004 гг.).

Сельцо: костёл и православный храм.

Железная дорога из Брянска на

Жуковку близ пл. 162-й км.

  Село Чернетово на противоположном (правом) берегу Десны.

 

Выбираюсь к железной дороге ранее платформы 162-й км. Еду вдоль железной дороги. Именно еду. А если бы дорога не была скована морозом, то вряд ли удалось по ней столь свободно проехать. Дорога однозначно песчаная, в колеях часто встречаются покрытые льдом лужи. Лавирую, конечно. Но летом было бы физически намного тяжелее. Оставляю справа железнодорожный переезд, затем дорога становится шире и ровнее. Покрытые льдом лужи тоже становятся больше и порой занимают всю ширину просёлка. Поверхность просёлка возле этих широких луж скользкая, объезжать их приходится аккуратно. Затем начинается Сельцо – а именно, наиболее западная его часть. Здесь как раз расположена станция «Чернетово», хотя село Чернетово расположено на другом берегу Десны 4-мя км южнее. Отсюда дорога ведёт на село Красный Бор, она вполне приемлемого качества. О покрытии трудно сказать, что-нибудь определённое, во всяком случае, это не песок. Более всего похоже на утрамбованный булыжник. Перед селом дорога проходит над маленькой речкой. Речка Серижа хоть и мала, но вода течёт почти вровень с берегами. Между прочим, говорят, такой же когда-то была Вытебеть в верховьях.

У последнего дома в селе интересуюсь дальнейшей дорогой. Она здесь в сущности одна и идёт вдоль долины Десны. По левую сторону за рекой видно какое-то село. Это и есть Чернетово. На возвышении в селе видно здание церкви.

Вид в том направлении, куда ведёт просёлок, напоминает мне восточноевропейское приполярье, каким я его себе представляю: пасмурное небо, серые тона, деревья без листвы, иней.

Спустя километр просёлок делает изгиб вправо, а прямо уводит менее накатанный просёлок. Я всё ещё питаю надежду переправиться на правобережье Десны и направляюсь прямо. Спустя пару сотен метров этот просёлок более похож на скотопрогон. Однако вдоль него ведёт тропинка. Может она выведет к мосту? Дорога круто спускается в пойму. Ручей. Я перехожу его по набросанным в воду веткам, велосипед по возможности быстро перевожу вброд. Быстро – потому что глубина ручья составляет около 40 см; вода достаёт до днищ сумок, соответственно, я рискую замочить спальник.

Еду далее. Спустя полсотни метров в рельефе имеется ещё одно понижение. Пологое. Я съезжаю в него. Даже вблизи поверхность ложбины выглядит как невысокая по причине выпаса травка, между которой просматривается корочка льда. Я с запозданием сообразил, что дело неладно, и нажал на ручники. Но уже раздался хруст, колёса велосипеда продавили лёд, правда, он всё же остановился. По этой причине через руль я не перелетел. Я тут же слез с велосипеда, левая нога тоже продавила лёд, но я успел переставить её раньше, чем вода проникла в обувь (а ни сменной обуви, ни сменных носок у меня при себе нет!). Глубина, в этом месте составляет сантиметров 20 – 25, дальше, может, чуть больше. Такая ловушка! Лёд хрустит под ногами. Отпрянуть на берег можно, но велосипед выпустить нельзя! Он завалится, и тогда может промокнуть и спальник, и палатка и два запасных свитера. Если плюс к этому и ноги промокнут, то разумно будет свернуть поездку и выбираться на ближайшую станцию Чернетово. Развернуть велосипед на 180° не получается: колёса стоят в узкой щели между льдом. Приподнять его тоже нельзя: под ногами лёд не выдержит общей массы. Это ещё хорошо, что я немного вешу. И назад – в горку – велосипед едва подаётся. Но кое-как всё же выбрался из этой ловушки – назад. А вообще очень хорошо, что я просто остановился в самом начале водоёма, а не перелетел, скажем, через руль вперёд. Не то мог бы ненароком вымочить новенькую японскую фотокамеру «Lumex». Тогда и промокшая обувь показалась бы пустяком.

Короче, всё благополучно обошлось. На деле пологое понижение оказалось ничем иным как осушительным каналом. По другую сторону канала продолжается уже вовсе не просёлок, а что-то совсем невразумительное. Разворачиваюсь, снова перехожу по веткам через ручей и возвращаюсь на накатанный просёлок.

Встретились местные. Все как один уверяют, что от Сельца до Жуковки ни одного моста нет.

Дальнейший путь до Ржаницы показался очень долгим. Дорога оставляет желать лучшего. Поверхность её неровная, местами разъезженная, по морозцу для т.н. «агрессивного стиля езды» подошла бы вполне. Но мне, конечно, повезло с погодой. Дорога песчаная, и летом здесь запарился б гораздо больше. По пути один раз выехал к берегу Десны. На том месте когда-то располагался дом отдыха. Трудно не заметить основание танцплощадки и остатки деревянных строений. Они постепенно растаскиваются на хозяйственные нужды. С берега открывается красивый вид на Десну.

Наконец, показались дома Ржаницы. Останавливаюсь на перекус: шпик, хлеб, чай.

Ржаница – небольшой посёлок городского типа. В плане архитектуры ничего особенного не заметно. Через посёлок протекает маленькая речка Ржаница. Как и во всех малых речках местного левобережья, вода в Ржанице имеет красноватый цвет потому как течёт с болот.

Раз в Дятьковичах моста нет, придётся добираться до Вщижа через Жуковку – крюк более чем в 20 км.

От Ржаницы к Жуковке ведёт асфальтовая дорога. Она несколько узковата, поэтому автомобили – как попутные, так и встречные – благоразумно пропускать, смещаясь на обочину. Рельеф по-прежнему пологий. По сторонам дороги большей частью тянутся леса. Дорога проходит по мосту над маленькой лесной речкой. Название её – Рача. Вода течёт вровень с берегами. С моста поверхность воды выглядит чёрной. Эффект сугубо оптический. Кое-где у берегов заметны участочки, по которым можно понять, что вода в реке имеет всё то же красноватый цвет.

Город Жуковка имеет население чуть более 20 тыс. человек. Известен тем, что именно здесь выпускают велосипеды марки «Десна». Велосипед даже изображён на городском гербе.

Я осмотрел только юго-западную часть города. Оригинально выглядят колодцы: от проезжей части они прикрыты досчатыми щитами. Других достопримечательностей в этой части города не видно. Неподалёку расположены красивые берега Десны, упоминаемые в литературе как «Золотые Кольца» и «Соколиный Бор», но к ним я не поехал. Потому как начал идти снег, и стоило задуматься о месте предстоящей ночёвки. При усиливающемся снегопаде пересёк железнодорожную ветку «Жуковка – Клетня» и выехал из города на автодорогу.

 

Ландшафты вблизи Красного Бора: северный пейзаж. Дорога на Ржаницу.

Река Десна неподалёку от Овстуга.

^Снегопад. Ж-д. ветка на Клетню.

Речка Рача.

^Колодцы в Жуковке предусмотрительно прикрыты от проезжей части деревянными щитами.

Река Десна вблизи Гостиловского моста.

Утро второго дня: зима!

 

     Примерно на протяжении километра пути снег шёл крупными хлопьями. Потом почти прекратился. За непродолжительное время обочины дороги оказались покрыты снегом.

Остановился у Гостиловского моста. Красивый вид на Десну. Здесь же, слева от дороги – сиденья, сооружённые из спиленных брёвен. Удобное место для отдыха. Лов рыбы тут запрещён. Для ночёвки место было бы очень подходящим – если б менее просматривалось с дороги. Впрочем, ночью брезентовую палатку вряд ли кто успеет заметить в темноте среди сосенок. От реки далеко в лес не отойдёшь – бор там сырой, порос багульником. А дальше на протяжении нескольких километров вдоль автодороги пойдут открытые места. Ну, а если выбирать место ещё далее, то времени на обустройство ночлега останется очень мало. Ночую здесь…

То, что одежда на мне к концу дня влажная от пота – это понятно. А вот в подкладке штанов комбинезона можно нащупать заледеневшие кусочки влаги: по ходу движения пот просачивался туда сверху.

Имеется при себе газовая горелка. Но она никоим образом не подходит для обогрева палатки. Даже не пробуйте обогревать палатку при помощи газовой горелки – это действительно опасно! Поэтому ночёвка предстоит холодная.

Ночёвка проходит приемлемо, я не мёрзну. Правда, ступням ног холодно, и иногда, просыпаясь, я потираю их друг о друга. Одних шерстяных носок недостаточно. Один раз потёр немного нос. Да раз разбудили меня трое (судя по голосам). Они двигались краем леса вдоль откоса автодороги. Всего в нескольких десятках метров от палатки поднялись на откос и исчезли. Более до утра никто не беспокоил. А в целом ночёвка удалась. Только очень длинная она получилась: 14 часов темноты.

 

5.11.2006

К утру температура воздуха понизилась до -5°С. Это – в Орле. Здесь, вдалеке от крупных городов, она, наверное, была ниже ещё градуса на два. Утром выглядываю из палатки, а снаружи – зима! За ночь напорошило снегу, и теперь он лежит и на земле, и на сосенках, и на палатке. Вот этого я не ожидал. Ровно сутки назад была вполне обычная осень, а тут на тебе!

Не могу сказать, что я вполне отдохнул после перехода предыдущего дня. Поэтому каждый подъём в горку «радости не добавляет». Местность на правобережье Десны более возвышенная и она сильнее пересечена балками. Дорога заснежена, местами поверхность её скользкая. До села Летошники местность открытая: луговины, ивовые кусты и деревца. Леса – в отдалении. До Смоленской области отсюда – чуть больше сорока километров, до Белоруссии по прямой – около 60.

В баклажке с минеральной водой плавают большие кристаллы льда. Пить приходится понемногу и очень маленькими глотками.

В селе Летошники выезжаю на трассу «А-141» (Орёл – Смоленск). Здесь тем более необходимо двигаться аккуратно. Проезжая часть представляет собой мокрый асфальт, но обочины присыпаны снегом, и краёв асфальта не видно. Сразу за Летошниками дорога пересекает речку Угость. Начинается лес и продолжительный подъём. По левую сторону от дороги расположен мемориал.

Здесь, по долине речки Угость, в 1941 г. заняли оборону подразделения 258-й дивизии 50-й армии. Они преградили путь танкам Гудериана, продвигавшимся на Москву со стороны Рóславля. Именно здесь немцы пытались прорвать линию обороны, поскольку по левому флангу их позиций находилась река Десна и непроходимые для танков Брынские леса. А по правую сторону – столь же непроходимые леса Клетнянского района. 11 августа немцы нанесли бомбовый удар по позициям 258-й дивизии, и начались бои на рубеже реки Угость, продолжавшиеся 59 суток. Но воины 258-й дивизии не пропустили врага через Летошники.

Проехав по трассе 5 км, сворачиваю налево – на Задубравье. Грузовой автомобиль посыпает дорогу песком. Дорога асфальтовая, по всей ширине присыпана снегом. Дорога идёт по открытому участку местности, ощущается встречный ветер. Ветер не сильный, и тянет понемногу безо всяких порывов. От Задубравья дорога выводит в Дятьковичи, здесь приходится переместиться на просёлки. У местной жительницы поинтересовался, как проехать через Дятьковичи в направлении Вщижа. Здешний говор заметно отличается от орловского. Местный говор более певучий, а ударения иногда ставятся иначе. Вот и на сей раз местная жительница сказала, что на Вщиж можно проехать «понизý» с ударением на певучий последний слог. Это всего один частный момент – единственный, который я могу точно воспроизвести.

Проехать через Дятьковичи нужной дорогой – это лишь половина задачки. Другая половина задачки заключается в том, чтобы найти собственно выезд из Дятьковичей в сторону Вщижа. Едва заметная дорога между крайним сельским домом и рекой Десной выглядит скорее как въезд на прилегающую к дому территорию. Я не повернул на неё, а поднялся по просёлку вверх – к полю. Просёлок этот уводил куда-то совсем в ненужном мне направлении. Я свернул под острым углом влево на его ответвление, проехал между новых ухоженных домиков, повернул вправо, по тропинке выехал к балке, повернул влево, спустился тропинкой в балку и только тогда обнаружил себя на искомом просёлке.

Искомый просёлок оказался очень узок, в теперешнем виде он едва ли пригоден для движения автотранспорта. Поверхность просёлка неровная. Перемещаюсь пешком и не спеша. Во-первых, физически легче. Во-вторых, можно лучше осмотреть местность. Поначалу просёлок идёт между крутым берегом, покрытым лесом, и береговым откосом, спускающимся к реке. Затем склон чуть отдаляется, просёлок идёт по луговине. Скорее, это даже не просёлок, а тропа. Затем высокий покрытый лесом берег снова приближается к реке. Между ним и спуском к воде имеется узкая террасочка, по которой собственно и проходит тропа. Очень хорошее красивое место, дух его фотографией в полной мере не передаётся. За просветами деревьев виден мыс древнего Вщижа. Достаю фотоаппарат. Звук выдвигающегося объектива вспугивает стаю уток, плавающих поблизости на реке.

Вщиж – древнерусский город, стоявший на высоком берегу Десны с середины XI в. до 1238 г. Собственно, поселение здесь появилось в IX в., но крепостью оно стало, согласно Б.А. Рыбакову, в XI в. В летописи Вщиж впервые упоминается в 1142 г. В XII в. Вщиж стал столицей княжества, в состав которого входил и древний Дебрянск (Брянск). В то время стояли на мысу крепостные сооружения детинца, имелись укрепления вокруг посада, а за посадом располагался окольный град. В середине XII в. во Вщиже появилась каменная церковь – первая каменная постройка в нашей местности. Сама же крепость оставалась деревянной. Княжил в то время во Вщиже Святослав Владимирович. Его союзниками были киевский князь Изяслав Давыдович и владимирским князем Андрей Боголюбский. В 1156 – 1160 гг. Вщиж неоднократно упоминается в летописях в связи с очередными княжескими усобицами. В 1160 г. город на протяжении 5 недель выдерживал осаду объединённых сил черниговских, северских и союзных им князей. Не получив на сей раз помощи со стороны киевского и владимирского князей, Вщиж вынужден был признать старшинство северского князя. Археологами обнаружены следы пожара, который имел место как раз во время той осады. Однако над тем небольшим слоем пепла был обнаружен более толстый слой, имевший отношение к пожару 1238 г.

Полному разорению Вщиж подвергся весной 1238 г. Неизвестно, сколько времени продолжалась осада города моголо-татарами. Но взят он был с боем, а все жители города были перебиты. Последние из защитников крепости укрывались в каменном храме. Храм, как и весь город, был разрушен монголо-татарами. Полагают, что вражеское войско появилось под стенами города неожиданно, жители не подозревали о его приближении. Дело в том, что Вщиж был расположен в стороне от направления движения основных полчищ монголо-татар. Они, как известно, шли с севера от Селигера на Козельск, а затем повернули на восток. По мнению Вл. Чивилихина, Вщиж подвергся нападению относительно небольшого монголо-татарского отряда численностью в несколько тысяч человек. Отряд подошёл ко Вщижу с северо-запада, пройдя между непроходимыми Брынскими лесами и Смоленском. Безо всякого сомнения, во время штурма Вщижа монголо-татарский отряд понёс большие потери: взять такую крепость, не имея большого численного перевеса, едва ли было возможно. Вл. Чивилихин высказывает предположение, что поредевший монголо-татарский отряд не смог затем соединиться с основными силами, осаждавшими в то же самое время Козельск. Прямое направление из Вщижа на Козельск было закрыто Брынскими лесами и весенней распутицей, на востоке находилось не разорённое Брянское княжество, на северо-западе – Смоленское княжество, а на юге – Черниговское княжество.

Тропа минует ручей и поднимается в гору. Не прямо – склон очень крутой, а наискось. Медленно взбираюсь вместе с велосипедом, в верхней части подъёма пару раз останавливаюсь. «Это ж надо было татарам проскакать многие сотни вёрст для того, чтобы подохнуть на этом склоне!» - первое, что пришло в голову. Историческую версию о направлении движения татар я в тот момент ещё не знал. Но, по видимому, мысль справедлива по отношению к большей части монголо-татарского отряда.

Выхожу на мыс, где располагался детинец. По одну сторону – крутой склон высящийся над рекой, по другую – такой же склон спускается в балку. С третьей стороны заметны остатки рва. Мыс порос бурьяном. В центре его стоит каменный крест – современный памятник, поставленный на месте стоявшей в древности церкви. С мыса открывается обширный вид на низинное левобережье Десны: Брынские леса, Деснинскую пойму и озеро Бечино. В озере Бечино, насколько мне известно, сохранились редкие виды растений. Река Десна тоже замечательно видна внизу. Заметен и деревянный крест, расположенный на возвышении напротив мыса за балкой. Место называется Благовещенской горой. Когда-то там располагалось языческое святилище, которое историки связывают с древнеславянской богиней Ладой. Затем на Благовещенской горе была возведена деревянная церковь. По легенде, церковь эта ушла под землю. И тот, кто находится на Благовещенской горе, может теперь услышать звон колоколов, если приложит ухо к земле. Не обязательно, конечно, услышит. И вроде как дети иногда слышат звон колоколов. Но то ли сказывается наличие железной дороги в отдалении, то ли они и в самом деле чище – об этом судить в точности никто не берётся.

Просёлочная дорога заканчивается непосредственно перед детинцем, здесь она перегорожена цепью, и это правильно. Таким образом, от детинца можно проехать только в одном направлении. Слева от дороги стоит ещё один современный памятник – крест, обозначающий местонахождение каменной церкви. Чуть далее начинается асфальт. Как раз в этом месте расположен музей древнего Вщижа. Он размещается в небольшом одноэтажном здании, построенном в XIX в. и занимает всего одно помещение. В этом же здании размещается Тихвинская церковь.

Я не преминул возможностью ознакомиться с экспозицией музея: Вщиж – это основной пункт моей поездки. Несколько необычно то, что музей и церковь здесь – это по сути одно целое. Войдя в помещение, я застал братию за трапезой. Экскурсантов в тот момент не было. Меня попросили подождать немного относительно устного рассказа о Вщиже и пригласили за стол. Вообще, меня очень хорошо приняли. По окончанию трапезы Людмила Алексеевна (смотрительница музея, как я думаю) рассказала мне историю древнего Вщижа, некоторые его легенды, ознакомила с экспозицией музея. Частично я коснулся этой информации чуть ранее. Теперь попытаюсь воспроизвести остальную часть, насколько удалось её запомнить.

Та самая каменная церковь – первая в нашей местности была возведена теми же мастерами, которые строили церковь Покрова-на-Нерли. Их прислал во Вщиж Андрей Боголюбский. И потому обликом эти две церкви были очень похожи. Церковь была главной доминантой древнего Вщижа. В музее экспонируются куски плинфы из фундамента церкви, а кроме того стоит макет церкви. Храм был разрушен во время монголо-татарского нашествия. В XIX в. исследователи произвели раскопку кургана, стоявшего посреди городища Вщижа и обнаружили остатки кирпичных стен высотой порядка 2 м – всё что осталось от древнего храма. Увы, до наших дней не сохранились и они: растасканы на кирпич. В настоящее время в приходе Тихвинской церкви высказывается мысль о возрождении древнего храма, но это, конечно, трудноосуществимо.

В XX в. на другой окраине села стоял другой каменный собор. Его начали возводить непосредственно перед революцией и с перерывами продолжали возводить на протяжении 1920-х гг. В то же самое время в селе сносили деревянную церковь. Возведённый каменный собор был большой. С его колокольни хорошо обозримы были окрестности Вщижа – особенно левобережье Десны. В одну сторону видны были дома Брянка (а это – 30-40 км по прямой), в другую – города Жуковки. Собор был взорван в конце правления Хрущёва. Кирпич собора был использован для строительства первых школ в селе Гостиловка и в городе Жуковка. Они стоят и поныне.

Между прочим, здание, где сейчас размещается музей древнего Вщижа, первоначально было сельской школой. Небольшую перестройку в связи с размещением Тихвинского прихода, здание претерпело в 1999 г .

А, между прочим, учиться во Вщиже теперь уже некому. Здесь проживает всего 53 человека. 10 из них – люди трудоспособного возраста, остальные – пенсионеры.

Одна из достопримечательностей современного Вщижа – большая старая липа. Неподалёку от неё стоит сухой вяз. Он вырос на алтаре стоявшей когда-то ранее церкви. К сожалению, ни липу, ни сухой вяз я не посмотрел: световой день короткий, а мне хотелось бы добраться до железнодорожной станции до темноты.

Одна из местных легенд гласит, что на правом берегу неподалёку  от Вщижа располагалось озеро. Воды озера считались священными, и никоим образом нельзя было их загрязнять: стирать, купаться в озере и пр. Однажды некая женщина постирала в озере детские пелёнки. Озеро «разгневалось», и в одну ночь переместилось на другой берег Десны.

Где-то неподалёку от Вщижа, на левом берегу Десны недалеко от Ржаницы находится овеянное легендами озеро. Оно глубокое. В это озеро спускался аквалангист, а затем рассказал, что до дна он не достал, но видел где-то в глубине множество крестов. Батюшка (из Ржаницы?) узнав про то, поправил его, сказав, что озеро бездонное, а на дне его – большой крест. Что скрывается за этими рассказами, мне понять пока трудно. Может быть, «бездонное» - это его название? А вот что же там на самом деле находится на дне озера?

Между прочим, большие каменные кресты в окрестностях Вщижа находили. Ставили такие кресты в незапамятные времена. В музее древнего Вщижа экспонируется фрагмент древнего креста (сохранилось два луча). Он высечен из камня, похожего на гранит, в Брянской области такие породы на поверхность нигде не выходят: они залегают очень глубоко.

Интереснейшая находка обнаружилась во Вщиже несколько лет назад. Из грунта берега вблизи реки показался нос деревянной лодки. Некоторое время местные рыбаки даже ловили с него рыбу. Затем находкой заинтересовались археологи. Они извлекли из грунта древнерусскую лодку, выдолбленную из одного дерева. Сохранилось «лишь» 8 м от всей длины лодки; корма сгнила в грунте полностью. Общая же длина лодки оценивается в 12 – 15 м. И хотя корма не уцелела, эта древнерусская лодка-долблёнка не имеет аналогов по своей сохранности. Находку доставили в Брянск, и теперь она экспонируется в Брянском краеведческом музее. В музее древнего Вщижа экспонируется небольшой (не более метра) узкий фрагмент, отломившийся от корпуса.

Кстати, другие наиболее ценные для науки находки, обнаруженные во Вщиже, экспонируются теперь в Москве в Государственном Историческом музее. Что касается музея древнего Вщижа, то он в особенности хорош тем, что знакомит с экспозицией, прямо относящейся к тому месту, где расположен.

Вообще, экспозиция музея невелика, но очень интересна. Представлены фрагменты керамики, грузила, амулеты из зубов зверей, древнеславянские украшения и другие археологические находки. Картины современных художников воспроизводят вид древнего города и отчаянную оборону Вщижа от монголо-татар. Старинная церковная роспись изображает картину Страшного суда. На стендах размещены портреты археологов – исследователей Вщижа и стихи Ф.И. Тютчева, навеянные поездкой во Вщиж. Есть в музее и находки почти современные – например, немецкий штык, проржавевший корпус гранаты: они тоже были найдены во Вщиже.

В настоящее время осуществляется проект по созданию заповедника на пространстве от Смоленской трассы до Десны, от Брянска до Жуковки. Имеются в связи с этим и проблемы. В частности, некие предприимчивые люди вынашивают идею создания доходного заведения во Вщиже, что само по себе чревато вопросами нравственного плана, а, кроме того, будет препятствовать изучению археологического памятника. Под вопросом стоит сама сохранность археологического памятника. Накаляет обстановку возможность появления коттеджей в непосредственной близости от детинца Вщижа.

Тут уместно вспомнить о 46 курганах, некогда стоявших в километре южнее Вщижа в урочище «Белынец». Почти все они были распаханы в XX в. Последние курганы стояли вплоть до начала 1990-х гг., но и они были распаханы по распоряжению председателя колхоза местным трактористом. Ну, как же – у нас в России земли мало, не Голландия всё-таки, не Бельгия, надобно всё распахать, всё уничтожить, вырубить, перекопать, взорвать, разобрать, снести, затопить, заасфальтировать… В те же годы указом Б.Н. Ельцина 15 курганов были вычеркнуты из числа археологических памятников федерального значения. Короче, до сих дней сохранился лишь один курган. На рубеже веков вблизи него возведена была часовенка и поставлен камень с высеченным на нём известным тютчевским четверостишием. И пусть православная символика соседствует с погребением, проведённым когда-то древними по языческому обряду. Зато есть слабая надежда, что хоть эта последняя часть древнего захоронения погибших останется нетронутой.

Что-то около половины третьего выезжаю из Вщижа. По пути на Овстуг проезжаю через Неготино. Здесь дорога близко подходит к Десне. Небольшой камень, установленный возле дороги, гласит, что где-то рядом находятся: стоянка каменного века, существовавшая 100 – 40 тыс. лет назад, стоянка бронзового века, славянское селище (очевидно, то самое, что было повреждено при строительстве дороги). Напротив на столбе красуется большое гнездо аистов.

Мемориал у села Летошники.

Тропа от села Дятьковичи во Вщиж;

справа – Благовещенская гора.

Вид с площадки Вщижа: на Благовещенскую гору;

на правобережье Десны и озеро Бечино.

Музей древнего Вщижа и Тихвинский храм на высоком берегу Десны.

Долина Десны между сёлами Неготино и Овстуг.

 

Памятник и древний курган в урочище «Белынец» (фот. 2004 г.).

Овстуг: водяная мельница.

Овстуг: ветряная мельница.

Овстуг: здание волостной управы.

 

Вечер. Метель. Автодорога на Сельцо.

Маршрут поездки.

 

За Неготино на кладбище стоит деревянная часовня. Возведена она недавно. И опять же открывается красивый вид на Десну.

Заметно потеплело. На непродолжительное время из-за облаков появляется Солнце. Снег на асфальтовой дороге стаял, поверхность асфальта мокрая, стоят лужицы воды. Но воздух морозный. Брызги воды, попадая на корпус велосипеда, застывают. С каретки свисают грязные сосульки длиной сантиметров по пять. На краях асфальта, а на склонах северной экспозиции – по всей ширине дороги – снег сохраняется. Незадолго до Овстуга дорога пересекает балку. Спуск крутой. Хотя он и идёт в южном направлении, но дорога покрыта снегом и наледью. Очень скользко. Приходится притормаживать, иначе, чувствую, велика вероятность заноса.

В Овстуге надолго задерживаться не стал. Ограничился фотосъёмкой ветряной мельницы, водяной мельницы и здания волостной управы.

Вовсе не хочется выезжать на трассу «А-141», но всё-таки проще проехать 11 км по ней и ещё несколько километров лишку, чем искать грунтовые дороги на Речицу, Чернетово, Бетово и Городец. А если температура воздуха повысится, и грунт начнёт таять, на просёлках придётся ещё труднее.

Однако же температура не повысилась. Не успел я выехать из Овстуга, как снова Солнце скрылось за облаками, оттаявшая поверхность дороги застыла. Морозец окреп. И вот уже начинает идти снег. На выезде из Овстуга стала отказывать система переключения скоростей на заднее колесо. В сторону большего количества зубчиков цепь перескакивает по звёздочке, а в обратную – нет. На 5-й и 6-й скоростях цепь вообще на зубцы не ложится. Решил было, что дело в тросе. Но трос не повреждён. У выезда на трассу я попытался натянуть его заново. Это не помогло. Похоже на то, что «адская смесь» из грязи, воды, тепла и мороза сковала работу механизма переключения передач. Вообще эта поездка проходит в более жёстких погодных условиях, чем та, что имела место здесь же ровно два года назад.

 Не желая более терять время на установление причин неполадок, продолжаю движение. На трассе почти сразу же начинается затяжной подъём. Медленно ползу на него на скорости «III-3», что психологически утомительно. Подъём длится 4-5 км, но кажется бесконечным. За одним перегибом профиля в пределах видимости оказывается только  продолжение подъёма, за следующим перегибом – тоже. Ветер незаметно тянет спереди и чуть слева безо всяких порывов. Единожды имел место совершенно внезапный порыв ветра – настолько неожиданный, что едва не отклонил мою траекторию на обочину. Идёт снег, поэтому включаю задний фонарь. Включил бы и передний, но тот неисправен – это обнаружилось ещё на подъезде к Овстугу.

В первой половине дня, в то время как я въезжал в Дятьковичи, в баклажке с минералкой плавала масса, внешне отдалённо напоминающая подтаявший фруктовый лёд. В той массе хорошо различимы были вмёрзшие пузырьки углекислоты. Теперь в баклажке плавает большой пропитанный водой «снежок». Понемногу я привык к очень холодной воде, и теперь время от времени останавливаюсь, пью её небольшими глотками и получаю от этого удовольствие. Но лучше б это был горячий чай, потому как желания «ползти» далее нет. Холодное сало и холодный хлеб как-то не добавляют сил. Так не пойдёт! Надо перекусить, а не то я начал останавливаться каждые два километра на передышку. Надобно чего-нибудь горячего или хотя бы шоколадку какую, чтоб глюкоза пошла к мозгу. Как раз напротив поворота на Жирятино оказалась АЗС, а возле АЗС имеется кафе-бар «Элита». Проведя в «Элите» более получаса, продолжаю путь. Тем временем снег усилился и идёт натурально как зимой.

Сразу же выставил комбинацию скоростей на «III-4» и еду как на обычном дорожном велосипеде, не переключая скорости. После горячей пищи ехать намного легче. Через полтора километра, наконец, сворачиваю с автотрассы на Сельцо. В Сельцо идёт не оживлённая автодорога, она заметена снегом по всей ширине. Изредка проходят автомобили. Идёт снег. Начинает смеркаться. Местность здесь большей частью открытая.

Непосредственно на въезде в Сельцо дорога делает развилку. И хотя указатель «Сельцо» уже виден впереди, я останавливаюсь. Сельцо состоит из нескольких пространственно обособленных частей, и если я ошибусь с выбором направления, то рискую упустить пригородный поезд. Со стороны села Хотылёво появляется девушка-велосипедистка с ребёнком на раме и, не задерживаясь, проезжает мимо. Едва успел получить положительный ответ на вопрос, эта ли дорога ведёт на станцию. Дорога идёт на крутой спуск с тремя поворотами. Через мост переезжаю через Десну. Мост высокий, настил его досчатый. Отсюда вверх по Десне нет ни одного моста вплоть до Гостиловского, хотя на карте они отмечены. После поймы на въезде в основную часть Сельца начинается подъём. Манипулируя только переключением скоростей на передней звёздочке, продолжаю движение своим ходом.

Надо отметить, в Брянской области велосипед несоизмеримо популярнее, чем в Орловской. За два ноябрьских дня я повстречал на маршруте полдюжины велосипедистов, если не больше. Правда, все они, как видно, ехали недалеко. В Орловской области нечто подобное имеет место только в Верховье. И никто в Брянской области в холодное время года не удивляется появлению велосипедиста. В Орловской же появление велосипедиста на фоне снега вызывает нескрываемый шок в глазах населения. Изредка раздаются нелицеприятные реплики, но, как правило, случайные прохожие провожают велосипедиста взглядом в состоянии молчаливого ступора. В Брянской области народ гораздо спокойнее и доброжелательнее.

Поскольку до станции теперь остаётся совсем немного, у меня открывается «второе дыхание» и я легко проезжаю последний километр пути. До отправления поезда – ровно час (отходит в 1836). Вагоны внутри – такие же, как в поезде «Орёл-Брянск», но тамбуры – как в электричках.

В Брянске я оказался опять же за час до отправления пригородного поезда «Брянск – Орёл» (отходит чуть позже половины девятого). Загружаюсь в последний вагон. За окном темно. Пассажиров в вагоне немного. Поезд идёт, пропуская многие остановочные пункты. Без четверти двенадцать ночи прибывает в Орёл.

Еду по Орлу на велосипеде. Как же здесь скользко! Не есть «хорошо» отсутствие передней фары, но благо от вокзала ехать недалеко.

Между прочим, этот день оказался самым морозным и заснеженным за весь период с апреля 2006 г. по 24.01.2007 включительно.

 

ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ «ВЩИЖ»:

1)     Ежедневная Интернет-газета «БРЯНСК.RU»  от 1 сентября 2005 г. (на сайте www.briansk.ru/society/200591/386.htm)

2)     Краткая Российская энциклопедия. М., Изд – во «Большая Российская энциклопедия», 2005. – диск.

3)     Линия обороны в посёлке Летошники (на сайте www.debryansk.ru/~sch3zhk/vict60/num2.htm)

4)     Рыбаков Б.А. Раскопки во Вщиже в 1948-1949 гг. («Краткие сообщения ИИМК», XXXVIII, 1951, с. 34 – 41).

5)     Чивилихин Вл. Память. (на сайте электронной библиотеки http://biblioteka.org.ua)

6)     Чубур А.А. Древнерусская ладья-однодеревка из летописного Вщижа. (на сайте http://fennecfox.narod.ru/lodia.htm).

7)     Чубур Артур. «Титаник» затонул в Десне. (на сайте www.kultura-portal.ru).

8)     Сайт http://brnk.ru/node/86

9)     Сайт www.scilib.debryansk.ru

10)  Сайт www.tu-bryansk.ru/bryansk/history

11)  Сайт www.zaki.ru/pages.php?id=11146@page2

12)  Сайт www.zhukovka.org

 

 На главную