На главную

КЕРЕТЬ

2002

Карелия – весьма популярное среди орловских туристов-водников место. Главным образом по причине доступности, а также, конечно, по причине наличия большого числа порожистых рек. И оказалось, что в Карелию мы отправились в одном вагоне с ещё одной орловской группой водников, где тоже есть знакомые мне лица. Но только они выходят из поезда чуть раньше и идут по другому водному маршруту.

Поезд отправляется вечером. К ночи он прибывает в Москву.

Расстояние от Орла до Керети – около полутора тысяч км. Это – по прямой. Поезд идёт до станции Лóухи сутки с половиной. Ну, допустим, на участке от Москвы до реки Волхов можно скоротать время сном. В остальное время – завтрак, обед, ужин, игра в «контакт», в «крокодила», в карты, песни под гитару, кроссворды, да ещё вот нарезание завязок для герметиков. Завязки эти представляют собой простые узкие полоски автомобильной резины.

До Москвы места за окном мне уже знакомы. А вот на следующий день я смотрю за окно с большим интересом. Вот, скажем, Волхов. Река очень широкая, места очень красивые. Пойма реки заболочена, кругом леса. Поезд пересёк Волхов дважды: первый раз в окрестностях Чудово, второй – вблизи Волховской ГЭС – она, кстати, видна из окна.

По сторонам от дороги – много иван-чая и таволги вязолистной. Она здесь, на Севере, кажется, пониже, чем в Орловской области. И почти постоянно вдоль дороги тянутся сплошные массивы лесов.

Пересекли реку Оять, затем – Свирь. Здесь тоже красиво, но по долине Волхова места краше. Чуть позже пересекли небольшую реку Ивенку. Что интересно: один её берег песчаный – тот, который выгнутый, а другой сложен валунчиками.

Далее за окном проносятся леса, болота, осушительные каналы, речки. На железнодорожных станциях – названия на двух языках. Выше – на русском: кириллицей. Ниже и чуть мельче – на карельском: латиницей. Собственно, русские составляют более 74% населения Карелии – почти столько же, сколько и в целом по России (81%). Карелов в Карелии – всего 11%. Есть ещё финны, их тоже немало. На севере Карелии проживают также саами (лопари), но их немного. На юго-востоке Карелии и в прилегающих районах Вологодской и Ленинградской областей проживают вепсы – малочисленный народ, насчитывающий всего 8 тыс. человек. Карелов всего насчитывается около 140 тыс. чел., в самой Карелии их проживает около 80 тыс. И карелы, и финны, и вепсы, и саами относятся к финно-угорским народам.

Для справки. Финно-угорских народов в настоящее время насчитывается 15: венгры (14, 3 млн.), финны (всего – около 5 млн. чел.), мокша-мордва и эрзя-мордва (вместе – 1,2 млн. чел.), эстонцы (чуть более 1 млн. чел), удмурты (0,7 млн.), марийцы (0,6 млн.), коми-зыряне (0,3 млн.), коми-пермяки (0,15 млн.), карелы (всего – около 0,140 млн.), саами (около 0,05 млн.), ханты (0,02 млн.), манси (0,008 млн.), вепсы  (0,008 млн.),  ижорцы (0,002 млн.), водь (около 70 чел. в селе Лужицы), и есть ещё несколько малочисленных групп, которые не всегда выделяют в обособленные народы. Всего – чуть более 23 млн. человек. Венгры, финны и эстонцы пользуются письменностью на основе латиницы. Карелы и саами пользуются как латиницей, так и кириллицей построенной на основе русского алфавита. Ижорцы своей письменности не имеют. Во всяком случае, четверть века назад не имели. Ещё 9 финно-угорских народов пользуются кириллицей. За исключением венгров, эстонцев, части финнов и саами представители финно-угорских народов придерживаются православия.

К сожалению, мой интерес к происхождению северных топонимов сдерживается отсутствием карело-русского словаря. В некоторых случаях могу судить о происхождении топонима по финским, эстонским и саамским словарям. Кстати, можно заметить, что карельский и саамский языки имеют больше слов, общих с русским, нежели финский и эстонский. Это понятно, поскольку совместное проживание на севере русских и карелов длится уже многие века, в то время как финны и эстонцы длительное время оставались под шведским и тевтонским господством. И с другой стороны, многие слова из карельского языка были естественно восприняты русским языком, тем самым обогатив его. Этот процесс продолжается и поныне. Нам – жителям Среднерусской возвышенности – не известны такие слова, как луда, вара, салма, лахта: ничего этого в нашей местности нет. Но на севере они порой употребляются как синонимы слов «маленький каменистый островок», «гора», «пролив», «залив», сохраняя, впрочем, местный оттенок смысла.

В Петрозаводске поезд стоит около получаса. На выезде из Петрозаводска из окна хорошо видно Онежское озеро.

Карелия сильно вытянута с юга на север – на 600 км. А река Кереть находится на самом севере Карелии. Так что ехать ещё долго. За окном всё также простираются леса. Пару раз вблизи железной дороги оказались гати. По берегам небольших рек повсюду видны валуны. Удивляют цветущие на откосах пижма и коровяк. Для пижмы вроде ещё рано – не август-месяц.

Своеобразное и красивое место представляют собой окрестности Медвежьегорска. От железнодорожного вокзала в одну сторону видна покрытая лесом гора (Медвежья), и в другую – тоже покрытая лесом гора. Оригинально смотрится здание железнодорожной станции: в её архитектуре, надо полагать, прослеживаются местные особенности. На вывеске железнодорожной станции две надписи. Выше – «Медвежья Гора», ниже – «Karhu mäki». Перевод точен.

Далее с железной дороги снова видно Онежское озеро – самая северная его часть.

Ночь что-то не торопится наступать…

15.07

Утром поезд приходит на станцию Лоухи. Согласно карело-финской мифологии, Лоухи – это имя хозяйки севера. Впрочем, «louhi» - это ещё и скала, глыба. Райцентр Лоухи – обычный посёлок городского типа, ничего более определённого о нём сказать не могу. Стоянка поезда – 2 минуты. Перетаскиваем вещи к зданию станции. Почти одновременно в Лоухи приходит поезд со стороны Мурманска, некоторое время он представляет собой помеху на пути нашего движения. «УАЗик» нашли здесь же: водитель его был наготове на случай возможной заброски туристов-водников до реки. Асфальтированная дорога от железнодорожной станции до реки вполне приемлемого качества.

Вблизи автомобильного моста, очевидно, начинают водный маршрут многие туристские группы, о чём можно судить по наличию всяких бытовых отходов (пластиковые баклажки, консервные и пивные банки и др.). Ягод ещё нет.

Собрали байдарки. У нас на группу из 10-ти человек имеется 4 «Катрана» и один самодельный катамаран-двойка «Петрович».

От автомобильного моста просматривается озеро Нюкки (в переводе – «сырое»). Но наш маршрут идёт в другую сторону. Итак, начинаем сплав по реке.

Перекат у железнодорожного моста ничего сложного не представляет.

Кереть, как любая карельская река, то представляет собой водоток шириной метров 50-100, то разливается в виде озёр. Первое озеро на пути – Петри-Ярви. «Ярви» в переводе с карельского и есть «озеро». Что значит «Петри» - не знаю, предполагаю, что имя, но это только моё предположение.

Озеро Петри-Ярви где глубокое, где – нет, местами вблизи правого берега торчат из воды верхушки валунов. Приходится высматривать подводные камни. Много рдестов и водяного лютика. Рыбы по ходу дня никто не поймал. Кстати, рыба на реке массово бывает раз в четыре года, когда из моря заходит сёмга. Эта самая сёмга выбивает в реке щук. А вообще то лов рыбы в Керети запрещён, и за него налагаются штрафные санкции.

За день по воде прошли совсем немного: нам надо было добраться до первой удобной стоянки. Таковую выбрали на левом берегу озера Петри-Ярви. У места стоянки берег частично каменистый, частично песчаный. Древостой: сосна, ель, берёза. Травянистый ярус: брусника, черника, водяника, багульник. Черника только-только начинает созревать. И только водяника – она же шикша или вороника – в большом количестве. Ягоду эту у нас мало кто знает, охотников собирать её, считай, нет. Конечно, сбор водяники идёт медленнее, чем сбор черники или брусники, да и в лекарственном отношении водяника им уступает. Зато она имеет высокое содержание витамина С (даже больше, чем в ягодах чёрной смородины). При ходьбе по зарослям водяники ощущается сильный эфирный запах. Ошибочно водянику нередко принимают за несъедобную или даже ядовитую ягоду. Грибов здесь очень много, похоже, осиновики. А позади стоянки метрах в ста и далее находится заболоченное редколесье, где трое из нашей группы на следующий день блуждали с четверть часа.

Купались в озере. Да, вода холодная, но настолько, как можно ожидать от севера. И даже не намного она прохладнее, чем в наших реках.

16.07.

Докучают комары и мошкá.

Белая ночь. Ночи как таковой нет. В два-три часа освещение такое, как в средних широтах минут 15 - 20 после захода Солнца – т.е. как ранним вечером.

Днёвку каждый проводит на своё усмотрение. Кто спит, кто сидит у костра, кто пытается блеснить рыбу.

17.07.

Ходовой день.

На выходе из озера Петри-Ярви мелко, необходимо следить за камнями.

В имеющемся у нас описании на Керети отмечено 25 препятствий. Собственно порогов здесь можно насчитать 11, ну от силы 15 (максимум). Остальные препятствия – шиверки и перекаты. Вот и препятствие №1 представляет собой небольшой каменистый перекат.

Озеро Нижняя Ламба со скальными выходами берегов проходим против ветра. Выход из озера хорошо просматривается на противоположной стороне по верхушкам крон. «Ламба», «ламбина», «ламбужка», «лампи» - весьма частый гидроним на карте Карелии, обозначает озёро. В отличие от «ярви», ламба – это, как правило, небольшое озеро, затерянное посреди лесов или болот. Или даже пруд. Но в данном случае Нижняя Ламба по размерам почти не уступает Петри-Ярви.

В нескольких сотнях метров после Нижней Ламбы на реке имеется развилка, отмеченная в лоциях. Ничего трудного в плане ориентирования здесь нет. Идём влево.

Ещё через несколько сотен метров на реке расположен первый настоящий, но не сложный порог Щелевой. В лоции, которой мы располагаем, порог обозначен также как препятствия №№ 2 и 3. Порог состоит из двух ступеней. В первой из них много камней, она представляет собой препятствие шиверистого типа. Между двумя ступенями порога находится остров, он удобен для остановки на обед. Осмотр второй ступени порога – по острову, или же по левому берегу. Правая протока загромождена брёвнами, принесёнными рекой. По левой протоке идёт струя с небольшими стояками, а завершается порог сливом с перепадом высот около 0,7 м. Проходится ближе к острову, где-то там посередине протоки имеется один камень, обозначенный буруном, заметно большим, чем остальные.

Это - первый для меня водный поход в Карелию. И – первый поход–«тройка», в который я попал по удачному стечению обстоятельств. А Щелевой порог для меня – это не только первый порог, и не только первое классическое карельское улово, но и первый оверкиль. Я искупал моего капитана. На заходе в улово пару раз сунул весло в воду не с той стороны.  Экипажи двух других «Катранов» проводят спасработы. В улове неглубоко – примерно 1,8 – 2 м, грунт, похоже, песчаный. А капитан этот не испытывал в Карелии оверкиля уже лет двадцать. Как он недоволен! Грозится пустить меня по берегу.

Вскоре после Щелевого порога по правому берегу можно наблюдать хороший ориентир – мачту триангуляционного пункта.

Порог Кривой-I тоже включает два участка (препятствия №№ 4 и 5). Выраженного слива нет, течение сильным не назовёшь, но где-то посреди порога как раз на линии движения имеется плохо различимый острый камень. Его зацепили несколько экипажей. Результат: небольшие пробоины на «Катране» и пробитый баллон катамарана.

 

Порог Щелевой (авт. Р.Щуров).

Озеро Нижняя Ламба (авт. Р.Щуров).

Озеро Петри-Ярви.

 Кереть между порогами

Щелевой и Кривой-I.

Озеро Травяное (авт. Р.Щуров).

  Порог Мураш (авт. Д. Барташевский)

Озеро Новое.

 

 

< Кереть выше Сухого порога.

 

18.07.

На маршрут выходим уже как обычно – т.е. ближе к вечеру. Собирались дойти до Мураша, но не вышло.

Входя в озеро Долгое, наблюдаем впереди себя над тайгой дым. Задымлённость над озером постепенно усиливается. Спустя время подходим к месту возгорания. Низовой пожар имеет место на крутом скалистом правом берегу, местами берег отвесный. На месте возгорания мы встретили группу туристов-москвичей, которые раньше нас добрались до места возгорания и уже тушили пожар. Мы присоединились к этому действию. Тушение затрудняется густым моховым покровом. Огонь, тлея распространяется по нему между камней.

Открытый огонь удалось ликвидировать. Москвичи остаются на ночёвку неподалёку от места возгорания, на случай, если огонь вспыхнет вновь. Мы же располагаемся в полукилометре далее – ближе к порогу Керчуг. Место неудобное в том плане, что очень неровное. Едва поставили палатки, как влил дождь – непродолжительный, но сильный, раза три ударили молнии – где-то недалеко и неслабо. Дождь оказался очень кстати в плане тушения пожара.

19.07.

Порог Керчуг (№6) очень простой в прохождении. Представляет собой чистый слив высотой около 0,7 м, через который озеро Долгое непосредственно сообщается с озером Керчуг. То в свою очередь незаметно переходит в озеро Травяное. Озеро Травяное – очень красивое, сильно вытянутое, местами очень узкое. Дважды оно сужается до узкой протоки, в этих местах даже появляется течение и необходимо следить за камнями. Местами на озере имеются высокие скалистые берега. Высокие лесные холмы возвышаются в отдалении над озером.

Восточный край Травяного озера «упирается» в трассу Петрозаводск – Мурманск, слышен шум проезжающих автомобилей. Но выход из озера находится по левую сторону в полукилометре раньше. На выходе из озера – препятствие №7 – очень даже простой в прохождении порожек. А точнее говоря – извилистая шиверка.

Солнце как раз заходит за горизонт. Время – что-то около полуночи.

На ночёвку останавливаемся перед следующим препятствием.

20.07.

Самый дождливый за время похода день. Он мало отличается от белой ночи, потому как пасмурно. В раскрытом герметике, непредусмотрительно оставленном возле дерева, к середине дня набралось чашки три воды.

Мимо лагеря прошла группа москвичей. По словам москвичей, к ним приезжал Рыбнадзор с предупреждением, что рыбалка на всей реке запрещена. Штраф – 800 руб. за каждую рыбью голову плюс 100 руб. за каждую снасть с конфискацией.

Грибов просто сказочно много.

Вечером происходит действие под названием «игра в МПС». Нет, к Министерству путей сообщения игра никакого отношения не имеет. Замечательная игра, особенно, если водить приходится кому-то другому. У игры имеется только один серьёзный недостаток – водить в ней можно не больше одного раза.

21.07.

Препятствия №8 и №9 – это крайне слабенькие перекаты, которые вряд ли кто заметил бы, если б не описание маршрута. Где-то здесь по одной из лоций на реке находится порог Белый Зуб. Не заметили мы ничего такого.

Порог Мураш (№10) – куда более серьёзный, чем все предыдущие. Скорее всего, название его является производным от слова «müra» - «шум» или «mürahdus» - «ворчание». Судя по описаниям, Мураш играет роль главного «пугала» на реке. Просто потому что он первый из числа наиболее серьёзных на реке порогов, к которым можно также причислить Варацкий, Красно-Быстрый, Кривой-III и Медвежий (эти два – по сути одно целое), Морской.

Осмотр обязателен. Осматриваем порог по левому берегу (можно осмотреть и по правому). Порог довольно длинный, имеет два поворота. Первый – влево, второй – более плавно направо, это уже в нижней части порога. На втором повороте – косые валы. Русло реки в этом месте сужается. В нижней части порога валы повыше и захлёстывают в лузу; требуется фартук. Имеются камни.

На обед располагаемся на левом берегу сразу после Мураша. Идёт непродолжительный дождь. Участок реки непосредственно за Мурашом на повороте напоминает Вытебеть.

На озере Новое затруднительно отыскать хорошую стоянку: берега низкие, заболоченные, заросшие багульником. На ночёвку останавливаемся на мысу правого берега, наиболее далеко вдающемся в озеро. Возле берега на мелководье растут какие-то необычные растения, которых я нигде южнее Керети не встречал. Листья длинные и толстые, жилкования не разобрать. Над водой – лишь соцветие из белых цветков, похожих на цветки орхидных. Но это не орхидея, а лобелия Дортмана. Редкое растение, но на Керети мы его видели неоднократно.

Вечером в южной стороне озера впервые за время похода наблюдается что-то навроде сумерек.

22.07.

Устанавливается хорошая погода.

После озера Новое Кереть имеет ширину метров сто. Берега на этом участке повсюду низкие и заболоченные. Древостой: берёзы и ели. Причём ели несколько возвышаются над другими деревьями. Заметно уже, что их верхушки имеют флагообразную форму кроны: с северной стороны ветви короче, чем с южной. Деревья стоят не плотно.

От автомобильного моста дороги Петрозаводск – Мурманск начинается порог Сухой (препятствие №11). Порогом он не является. Просто очень много камней по всей ширине реки, которые тем труднее различать, поскольку присутствует всякая водная растительность. Извилистый фарватер идёт преимущественно ближе к левому берегу. Струя не сильная, извилистая. Это – не порог, а чёрте что длиной километра два-три. Даже шиверой его можно назвать с невероятной натяжкой. Камней много. Сухой порог заканчивается за железнодорожным мостом.

После железнодорожного моста следует очень даже спокойный в плане камней участок реки.

Порог Кривой-II (№12) прост в прохождении. Это, скорее, небольшая шиверка или перекат. Струя чистая.

Сразу же за порогом находится Кривое озеро. Наилучшее место для стоянки – на левом берегу сразу же на входе в озеро, где имеется столик со скамейками. Здесь и располагаемся.

По правую сторону берега озера скалисты, и если б не следы пожара, берег там смотрелся бы очень красиво. Много голубики (она ещё зелёная). Но для стоянки место не шибко удобное.

23.07.

Днёвка.

Комаров почти нет, мошки очень мало. Зато много муравьёв, которые мешают собирать чернику. Черники много. 

4 человека пешком ходили на ст. Кереть – до неё километра два. Магазина там нет. Поэтому они вернулись в лагерь, а затем снова отправились до станции Кереть и электричкой добрались до пгт. Чупа. Из Чупы привезли пиво, окорочка и даже пельмени (по дороге пельмени не растаяли, потому как были обложены окорочками). Вечером на берегу Кривого озера по полной программе отмечаем «экватор» – с песнями и танцами.

24.07.

Сплавляемся по Керети далее.

На Долгом пороге (у первой ступени) снова встречаем ту же группу орловских туристов-водников.

Осмотр Долгого порога – по левому берегу. По лоции порог Долгий представлен как серия препятствий №№13-15, протянувшаяся на четыре километра. Собственно порогом является только препятствие № 13.

Основной слив Долгого порога имеет перепад около 2-х метров. После короткого плёса на протяжении 4-х км идут шиверки и перекаты, в описаниях формально относимые к порогу Долгий. Они не сложные и требуется только следить за камнями. У последнего переката река круто поворачивает вправо, на самом повороте – остров. Левая протока проходима. Правую тоже можно пройти, но при текущем уровне воды в реке выбираться из байдарки в самом мелком месте всё же придётся.

Подошли к Варацкому порогу (препятствие №16) и остановились на ночёвку. Осмотрели порог по левому берегу (осмотр обязателен). Варацкий порог, пожалуй, самый мощный и самый впечатляющий на реке. Он длинный, начинается шиверой. Затем, перемещаясь вблизи скалистых обнажений (они справа от струи), необходимо повернуть вправо – в слив. Сразу же после поворота следует прохождение основного слива порога. Слив мощный, короткий, двухступенчатый, перепад его – около 2 м. Сразу после слива необходимо взять влево, чтобы не вылететь на берег. Затем порог ещё несколько сотен метров продолжается в виде шиверы; необходимо следить за камнями. После автомобильного моста дороги «Чупа – Чкаловский» начинается стометровый шкуродёр, после которого порог заканчивается.

Левый берег Керети у Варацкого порога местами представляет собой почти отвесные скалы, на скалах, как ни удивительно, растут сосны. По этим скалам порог, очевидно, и назван Варацким (Варакским). «Вара» в переводе с карельского – «гора». Этот топоним тоже очень часто встречается на карте Карелии.

25.07.

Днёвка. Продолжаем осматривать порог. На протяжении дня наблюдаем прохождение порога несколькими группами. Появление каждой туристской группы сопровождается репликами типа: «Телевизор привезли. Пойдём телевизор смотреть!». Последними за этот день порог проходили воронежцы. Одна из воронежских байдарок на заходе в слив Варацкого порога встала на правый борт под 90°, очень хорошо было видно днище. Но экипажу удалось удержать судно, и они прошли порог успешно.

Место на левом берегу перед Варацким порогом, где мы расположились, очевидно, постоянно бывает занято туристскими группами (мусора много). Других удобных мест поблизости нет.

26.08.

Утром наблюдали прохождение ещё одной группы – на катамаранах.

Чуть позже проходим порог. При прохождении слива Варацкого порога с одним из экипажей «Катрана» случилась точно такая же история, что и днём раньше с экипажем воронежцев. Один к одному и в том же месте.

После Варацкого порога посередине реки тянется цепочка длинных, узких низких островов. Они сплошь заросли камышом, либо тростником. Иногда на островах видны деревянные сооружения для просушки сетей.

Перед выходом на Варацкое озеро река разветвляется на два рукава. Левый рукав короче. Но правый – интереснее. Между рукавами находится остров с отвесными скалами высотой метров 20. Немногим менее эффектные скалы расположены напротив – на правом берегу реки. На острове наиболее удобное для стоянки место – на восточном берегу.

За островом начинается Варацкое озеро (с названием озера всё понятно). Оно вытянуто с северо-запада на юго-восток. Пересекаем озеро при северо-западном (боковом) ветре и существенном волнении.

Первая короткая ночь за всё время нашего пребывания в Карелии. Но темнота держится не более получаса, и то лишь потому, что пасмурно и льёт дождь.

Непосредственно на выходе из Варацкого озера находится порожек Карешка (препятствие №17). Очень простой для прохождения. Струя прямая, чистая, проходится по центру. Выраженного слива нет. Карежка (карешка) – широко распространённый в Карелии гидроним, он обозначает небольшой несложный порог или перекат. Слово, очевидно, является производным от «kare», что означает «рябь», «зыбь».

На ночёвку остановились на левом берегу перед Красно-Быстрым порогом (№18; он же – порог Красная Быстрица). Для стоянки место удобное.

Кривое озеро (авт.Р.Щуров).

Порог Долгий.

Порог Долгий.

Общий вид Варацкого порога.

Варацкий порог

(авт. Д.Барташевский).

Варацкий порог (авт. Р.Щуров).

 

 

Сосны на скалах у

Варацкого порога.

Скалистый остров на выходе в Варацкое озеро (авт. Р.Щуров).

Порог Красно-Быстрый.

1-я ступень Красно-Быстрого порога (авт.Д.Барташевский).

2-я ступень Красной Быстрицы.

3-я ступень Красной Быстрицы.

Порог Масляный.

Порог Морской

(авт. Е. Червякова)

 

На ужин готовим помимо прочего «чудаки» - это такие пирожки с начинкой из гречки (или начинка может быть из черники, морошки, изюма и т.п.).

Начинается дождь.

27.07.

Днёвка.

Возле нашей стоянки высадились на берег туристы-москвичи. Высадились и пошли осматривать порог. Тем временем одна из их байдарок сама собой отошла от берега и пустилась в свободное плавание  по порогу. Перед входом в первый слив пустая байдарка садится на большой камень. Все попытки зацепить байдарку с берега при помощи верёвки успехом не увенчались. Посему адмирал нашей группы заходит в воду, вплавь пересекает водный поток, выбирается на камень, затем садится в байдарку и проходит первый слив Красно-Быстрого порога. После чего выходит на берег.

Наблюдаем «интересное кино»: прохождение порога группой москвичей. При прохождении один из экипажей киляется в первом же сливе. Матроса вытащили сразу, капитана вместе с байдаркой вынесло на камни второй ступени. Проводим спасработы.

Чуть позже «интересное кино» продолжается: москвичи катаются на «бочке» третьего слива порога, и «радуют публику» ещё тремя «килями».

Сооружаем баню на берегу вблизи нижней части порога. Гранитные валуны, как оказалось, несколько легче, чем они кажутся на вид. Место в реке, где можно окунаться, каменистое. Зато можно расположиться сидя на камнях в струях третьей ступени порога (мы называем эту процедуру не иначе как «джакузи», а само место – «джакузницей»). Вода холодная; ощущения после парилки – до лёгкого, но вполне приятного тумана перед глазами, в котором слегка расплываются очертания стоящих на берегу ёлочек.

Реплики в «джакузнице», сопровождаемые обеспокоенным оборачиванием взглядов назад:

-        Ты представляешь – а вдруг там сейчас катамаран идёт?

-        Да катамаран ещё ладно – может заметят. А вот если бревно…

28.07.

С утра похоже на то, что будет вторая днёвка, но во второй половине дня на маршрут мы всё-таки вышли.

Первым делом проходим Красно-Быстрый порог (осмотр по левому берегу). Порог представлен каскадом из трёх ступеней. Траектория движения сложная и она здесь одна. Заход в первый слив – ближе к левому берегу, а после слива экипажи оказываются ещё ближе к левому берегу. В этом месте траектория круто меняется и идёт в сторону правого берега наискось по отношению к общему направлению русла. По ходу движения – ещё две ступени. При прохождении последней из них попадание воды в лицо может сопровождаться громким звучным шлепком.

После Красно-Быстрого порога река разделяется на две протоки. Обе одинаково проходимы, но левая вдвое длиннее. Матрос одного из «Катранов» предлагает идти левой, полагая, что она короче. Все «Катраны» прошли неполный круг вокруг острова резво. Спустя несколько минут появляются катамаранщики и с возгласом «Не попадите под трамвай!» начинают гоняться по реке за «Катраном». Безуспешно, разумеется.

После плёса следует порог Матвеевский (№19). В прохождении несложен. Струя чистая, почти прямая; высота стояков достаточна, чтобы они могли захлёстывать в лузу. Можно без осмотра. При взгляде назад порог выглядит этакой водной дорогой, спускающейся между деревьями. Напоминает небольшие спуски, которые нередко встречаются во время велосипедных поездок.

Проводить фотосъёмку не всегда удобно. Дело в том, что по маршруту мы каждый раз движемся во второй половине дня, а река течёт с запада на восток. Поэтому снимать пороги приходится против Солнца.

Следующий порог – Масляный (№20). Первая неполная грядка камней находиться как раз в том месте, где река поворачивает под углом 90° вправо. Она усложняет заход в основной слив порога. За невысоким сливом находится «бочка» с пенником. В случае прохождения полулагом байдарку неплохо «колбасит». Обе ступени проходятся ближе к правому берегу. После Масляного порога – шкуродёр.

На ночёвку становимся на правом берегу напротив второй ступени.

29.07.

Относительно длинный по меркам нашего похода переход.

Павловский порог (№21) представляет собой длинную шиверу, где требуется внимательно следить за камнями. Течение посильнее, чем в Сухом пороге, но вообще то скорость потока невелика.

Колупаевский порог (№22) ещё длиннее и намного интереснее. Течение быстрее, имеются небольшие стояки. Про камни, конечно, забывать не следует, но струя, можно сказать, чистая. Берега по обе стороны реки высокие с крутыми склонами. Порог протяжённостью что-то около километра или даже больше проходит между высокими берегами, затем под мостом автодороги «Чупа – Чкаловский» и здесь заканчивается. Справа впадает речка Луокса (Лоушка). Выраженного слива нигде нет.

После короткого плёса следуют пороги Кривой-III (№23) и Медвежий (№24). Осмотр по правому берегу. Пороги расположены близко друг от друга и в описаниях нередко обозначаются оба вместе как порог Кривой-III или же как порог Медвежий. После второй ступени этого порога имеется большая «бочка» с высоким пенником. Она «непроносная», поэтому необходимо хорошо работать веслом. Фартуки необходимы.

Далее следует очень широкий плёс почти без течения, который вполне можно было назвать и озером.

В конце плёса реку перегораживают промысловые сети, неизбежен обнос.

За сетями начинается порог Морской (№25; он же – Керетский, он же – Запорный). Осмотр по левому берегу. Порог длинный, что-то около километра, может чуть меньше. Струя мощная с высокими косыми валами; требуются фартуки. Камней, в общем, немного. Но в конце порога имеется мелкая шивера изобилующая камнями. Порог проходили в отлив, в это время он длиннее и менее удобен для прохождения.

В лоции рекомендуется проходить порог Морской без матроса (впрочем, как и Медвежий). Но в общем то, ничего особенного страшного здесь нет.

Морской порог – последний на реке. Сразу же на выходе из Морского порога начинается Белое море. Оно вдаётся в берег узким заливом, отчего внешне производит впечатление очередного озера. О том, что это уже море, можно судить по солоноватому вкусу воды, наличию морских звёзд на дне, приливно-отливным изменениям уровня. Вода очень холодная (как родниковая), она намного холоднее, чем в Керети. Перед выходом в море имеет смысл запастись пресной водой. Что мы и делаем – в том месте, где заканчивается порог Морской.

В устье реки расположена деревня Кереть. По карте отмечена как нежилая, но очевидно, что она не заброшена полностью.

Выйдя в море, поначалу дрейфуем, выстроив байдарки в виде катамарана. Затем ставим на вёслах импровизированный парус из полиэтилена. Порядка 4 – 5 км идём под парусом по ветру. К «катамарану» составленному из байдарок, сзади прикрепляется настоящий катамаран-двойка, и его капитан по ходу движения исполняет под гитару песни. Так мы добираемся до юго-восточного мыса острова Средний, где нас встречает аплодисментами другая группа орловских туристов-водников, также идущая по Керети (мы с ними встречались на реке неоднократно).

Пролив между материком и островом Средний неширок (местами – метров 100) и напоминает собой реку. Огибаем юго-восточный мыс острова и здесь располагаемся на ночёвку.

В то время как мы причаливаем к острову, с моря заходит очень тёмная туча, и мы опасаемся, что будет шторм. Однако туча проходит стороной.

В силу приливов и отливов, байдарки при выходе на берег необходимо сразу же переносить повыше.

30.07.

Днёвка на море.

Очень красив вид с высокого скалистого берега на Белое море, острова Кереть, Борщовец, Пежостров, на проливы Прямая и Глубокая Салма («салма» - это и есть пролив). Можно пройти далее в направлении посёлка биологов. Открывается не менее живописный вид на губу Чупá.

Берега острова скалистые, сложены выходами гранитов и валунами.

Растительность и животный мир таковы. Сосновые боры с большим количеством шикши и несколько меньшим – черники. Голубики в этой части острова нет. В приливно-отливной зоне – бурые водоросли (фукусы), «земноводный» подорожник, сложноцветное с синими краевыми цветками. Здесь же – прикреплённые к камням ракообразные (морские уточки), мидии, морские звёзды, мальки зубатки, медузы красноватого цвета и пр. Вблизи острова на сетку хорошо ловятся: треска, камбала, пиногор, сельдь. Пиногор – довольно странная на вид рыба. Нечто округлое с бугорками, на вид страшное, на самом деле безобидное. На брюхе имеет присоску. Один из пиногоров, помещённый в котёл, присосался к его стенке. Морская рыба нередко поражена глистами – круглыми и ленточными, порой они встречаются даже в мясе, много их бывает в головах, а у трески и в печени. Комары на побережье есть, мошка – тоже.

В море купаться можно, но не долго: вода очень холодная. Дующий с моря ветер тоже не добавляет комфорта. Для защиты от ветра можно выбрать место, прикрытое гранитами берегов. Камни нагреваются Солнцем, и лежать на них тепло.

Порог Морской и Белое море

(авт. Д. Барташевский).

Под парусом по Белому морю

(авт. Р. Щуров).

Вечерняя заря над Белым морем (авт. Р. Щуров).

о. Борщовец и пр. Глубокая Салма.

Губа Чупа

(авт. Д. Барташевский)

Вид с острова Средний.

 31.07.

Днёвка.

Ходили за водой. Родник имеется на материке напротив острова Средний, т.е. от нашего лагеря он отделён проливом. Необходимо пересечь пролив, при этом пройдя по нему в сторону устья Керети около километра.

Ночи всё ещё белые, но рассматривать карту в середине ночи уже трудно: мелкие надписи плохо видны.

1.08.

Ходовой день. Идём вдоль южного и западного берегов острова. Хорошо виден посёлок биологов на западном его побережье. На обед останавливались на песчаном мысу материка напротив острова Кереть.

Чупская губа (она же – губа Чупа) – узкий длинный залив Белого моря. Длина Чупы – более 30 км , ширина – до трёх км, а местами даже менее одного км. Топоним так и переводится – «бухта», «залив». Движемся по Чупе вечером. Солнце висит над горизонтом. Поверхность воды ровная, волнения нет. Она кажется наклонённой к северо-востоку. По причине отлива? Нет, скорее обман зрения. Иногда появляются тюлени. Большой остров Олений огибаем с юга. Вряд ли своим названием остров обязан оленям. «Ōлэнь» - в переводе с саамского означает багульник.

На ночёвку остановились немного восточнее деревни Нижняя Полунга («Пуле» - переводится как «гореть, сгореть»). Напротив метрах в стах – небольшой остров, но его поверхность мало подходит для стоянки, да и дров мало.

2.08.

Катамаранщики направляются в Чупу на попутном транспорте – чтобы взять билеты на поезд. Байдарочники продолжают движение по губе Чупá. Снова появляются тюлени. Ветер поначалу попутный, вскоре стихает, затем он становится встречным, и по мере движения усиливается.

В Чупе (имеется в виду пгт) причалились возле пристани. Здесь у берега стоит множество сараев, в т.ч. на сваях. Разбираем байдарки. Просушиваем байдарки и вещи.

В Чупе преобладают типичные для Севера одноэтажные постройки, имеется несколько пяти- и двухэтажных зданий. Имеется деревянная церковь, очевидно, возведена она недавно. Станция Чупа находится в двух километрах от посёлка. Добраться до неё можно на автобусе.

 

Губа Чупа. Западная часть залива. Вид в направлении пгт. Чупа.

Новое здание церкви в пгт. Чупа. >

(авт. Р. Щуров)

Губа Чупа. Вид в восточном направлении. На горизонте – остров Кереть.

 

3.08.

Рано утром загружаемся в поезд. В этот же поезд загружается ещё одна орловская  группа туристов-водников, а в Петрозаводске – ещё одна. Между прочим, едва не потеряли в Петрозаводске трёх участниц нашего похода во время отправления поезда. Поезд в Петрозаводске стоит около получаса, и во время отправления они находились далеко от нашего вагона. Заскочили в тот вагон, который оказался ближе.

4.08.

Утром поезд прибывает в Орёл. Уже по прибытию домой один из участников похода с возмущением обнаружил у себя в рюкзаке большую железяку весом в несколько кг, которую он привёз с собой из Чупы.

 

ЛИТЕРАТУРА к главе «Кереть»:

1) Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1983. (численность народов).

2) Сайт www.vatland.ru (численность народа водь).

Названия препятствий в главе «Кереть» приведены в соответствии с источниками:

3)     Седов Д., Пересецкий В., Пересецкая И. Кереть. Лоция. Отчёт о водном походе III-й категории сложности по маршруту ст. Лоухи – оз. Павлово – оз. Совхозное – оз. Парфеевское – оз. Плотичное – оз. Нюкки – р. Кереть, Белое море – ст. Чупа. 03.08.1996 – 19.08.1996  (размещён на сайте www.burulev.temator.ru/cont/3149/18/html)

 

Кроме того рекомендую обратиться к книге, с которой я при составлении материала ещё не имел случая ознакомиться: А.Л. Шилов "На байдарках по Карелии". М., - Издательский центр "Наука, техника, образование", 2005.

На главную