На главную

ГРЕЦИЯ (комбинированное путешествие).

I. ОРЁЛ – АДЕЛЕ (о. Крит).

 

 

- подготовительная прелюдия

- переезд и перелёт

- первые сутки на Крите

- курортный посёлок Аделе (Аделианос Камбос)

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ.

 

Собственно, задумка посетить Грецию возникла где-то в 2006 г. Поначалу я намеревался посетить остров Лесбос с тем чтобы, в частности, весь исколесить его на велосипеде. Поехать хотел осенью того же года. Я не намеревался тогда ехать через турагенство, а рассчитывал посетить Грецию по приглашению.

Где-то в июне 2006 г. предпринял первые шаги в соответствующем направлении. Прежде всего, следовало обзавестись загранпаспортом. Обратился в Железнодорожный отдел РОВД, но там выяснилось следующее. Хотя паспорта выдают там, но оформлением соответствующих заявлений на получение загранпаспортов не занимаются. Меня переадресовали в турфирму «Автолайнтур».

Для оформления загранпаспорта необходимо оплатить госпошлину – что-то немногим более 400 рублей по тем ценам – их надо перевести на соответствующий счёт банковским переводом, плюс ещё необходимо оплатить услуги оформляющей организации (130, что ли, рублей – этого я уже точно не помню). Квитанцию об уплате государственной пошлины в последующем, разумеется, придется предъявить – поэтому не теряйте и не выкидывайте её.

Помимо квитанции необходимо принести 4 фотографии установленного образца («на загранпаспорт») и написать заявление установленного образца – в двух экземплярах. В заявлении, в частности, необходимо указать свои ФИО, пол, дату и место рождения, место жительства согласно регистрации, место работы (службы, учёбы) в течении последних 10-ти лет с указанием наименования и юридического адреса организации (и это должно быть заверено по месту работы). А также указать на отсутствие обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ, которые могли бы временно ограничить право на выезд из РФ. Заявление предусматривает и ряд других пунктов, но уже более частного характера, и соответствующие графы заполняются или не заполняются каждым заявителем в соответствии с тем или иным конкретным случаем.

Процедура оформления загранпаспорта занимает 1 месяц, выдача производится в РОВД по месту жительства. Короче говоря, в середине июля 2006 г. я обзавёлся загранпаспортом. И уже всерьёз подумывал о том, чтобы посетить Грецию осенью того же года, в крайнем случае – не позже весны следующего.

Далее. Начал понемногу собирать информацию о Греции. Очень хорошо, что приобрёл книгу «Афины» издательства «Афиша Индастриз» - она мне весьма пригодилась в последующем. У сестры позаимствовал карту Лесбоса и прикинул вероятные маршруты поездок по острову. По моим прикидкам, чтобы достаточно исколесить остров, мне достаточно дней пять. Кроме того, можно несколько дней пожить на острове в Митиллини, посетить соседний остров Хиос, ну, и, конечно, Афины.

Поначалу, как уже заметил, я намеривался посетить Грецию по приглашению. Но возникла длительная «пробуксовка». К ноябрю 2006 г. у меня сложилось впечатление, что и на весну 2007 г. рассчитывать не стоит. Летом же я ехать не собирался, полагая, что летом и в нашей местности неплохо, да и с загрузкой на работе в это время может быть лучше. Посему на новогодние «каникулы» махнул в Абхазию – тоже очень интересная получилась поездка.

В первой половине 2007 г., образно выражаясь, «забрезжил свет в конце тоннеля», но сразу же и погас.

Однако, я не стал сколько-нибудь расстраиваться по поводу отсутствия приглашения. Летом мой друг предложил мне поехать через турагенство в Чехию. Чехия – это ещё одна очень интересная для меня страна, и я согласился. Несколько недель собирал информацию по Чехии: бланки-образцы заполнения бумаг, пункты проката велосипедов, круглогодичные кемпинги в соответствующих районах Чехии, экскурсионные программы, отели, график заездов, достопримечательности. Обзавёлся картами Чехии. И картами велосипедных дорожек на территории Чехии.

Компанию нам в зарубежной поездке решил составить ещё один наш друг, проживающий ныне в другом городе. Но он затем высказал пожелание, что вот хотелось бы съездить куда-нибудь отдохнуть от работы – на море, на пляж. А в Чехии в туристическом плане есть всё, кроме моря. И его мнение нашло поддержку.

Ну, хорошо, в таком случае есть Греция, есть Кипр. В ходе обсуждения я категорически отверг варианты размещения на маленьких островах: ну, осмотрю я остров за один – за два дня, поваляюсь денёк на пляже – а дальше чем займусь? Нет, такой отдых не для меня. Из островов в восточном Средиземноморье я посчитал приемлемыми по размеру Кипр, Крит, Родос, Лесбос, в крайнем случае – соседний с ним Хиос. Друзьям моим всё равно, они велосипедом не увлекаются. Помимо Греции и Кипра имеются ещё варианты насчёт Италии (быстро отметён по ряду соображений), Египта, Туниса. Последние два варианта меня категорически не устраивают.

Итак, мы стали рассматривать самые недорогие из числа приемлемых вариантов в этих двух странах. В Греции недорогие отели можно найти на Крите, на Халкидики, ну, и ещё на Родосе. Нет, не на Лесбосе. Вариант «Халкидики» меня как-то не очень вдохновил: горы там невысокие, а достопримечательностей, которые можно осмотреть в ходе велосипедной поездки вроде как поменьше (конечно, интересен Афон – но его посещение возможно только по дополнительному разрешению; интересен город Салоники; гора Олимп не то что бы далеко). Да и на островах так или иначе спокойнее, а Халкидики – это материковая Греция. На Родосе аналогичных по стоимости и продолжительности пребывания вариантов очень мало. Безвизовый Кипр, который в первом приближении представляется дешёвым вариантом, при более внимательном рассмотрении оказывается не таким уж дешёвым (хотя, конечно, всё равно поездка в Грецию дороже). Таким образом, определённо вырисовывается Крит, остров к тому же очень интересный своей историей.

На протяжении месяца я плотно занимался выкачиванием информации из «Интернета». Оформление визы (http://archive.travel.ru/greece/formalities/visas/; http://eurovisas.ru/index.php?action=show&id_group=1415). Различные карты Крита, Афин, острова Санторини, города Рефимно, города Гераклиона (www.isle-crete.ru ; http://www.tournet.ru/greece/carts/athens750.htm ; http://www.tournet.ru/greece/carts/crete880.htm ;

http://www.alvas.ru/santorini.htm). Виды из космоса на Ханью, Иерапетру, Гераклион, Санторини (www.maps/google.com  ; http://www.geo.auth.gr/en_santorini_panorama.htm). Схема афинского метро (www.kapitan.ru). Национальные блюда (http://www.tournet.ru/greece/cuisine.htm ; http://www.alvas.ru/greece.htm). Аренда автомобилей (www.uzhel.ru/cgi/article/greece/cryte/cryteinterest; www.tournet.ru/rent-a-car/2.htm). Наличие акул, скатов, морских ежей в Средиземноморье. Наличие ядовитых животных в Греции. Полезные телефоны на Крите. Достопримечательности Крита, Афин и Санторини (различные сайты). Расписание и цены всех автобусных рейсов фирмы «Ktel» на острове Крит (bus-service-crete-ktel.com). Расписание и цены на паромы и на авиарейсы между Критом, Афинами и Санторини. В результате распечатками оказалась почти полностью заполнена папка с  80 файлами.

Однако же, времечко идёт, пора бронировать тур, а наш «иногородний» друг не шевелится. Происходит какое-то непонятное таскание кота за хвост. То он не хочет заниматься оформлением визы, «ленится» дойти до фотостудии, то отказывается пересылать данные для передачи в турагенство. Он дотянул до последнего, и только тогда до меня доходит информация, что по финансовым соображениям он может себе позволить на текущий момент только Египет или Тунис.

Это уже слишком! Я категорически отказываюсь ехать в «бусурманию», невзирая на упорные попытки переубеждения. Ну, скажите, что я там буду делать? На то, чтобы отдохнуть на пляже, мне хватит одного дня, максимум – двух. Допустим, день потрачу на экскурсию к пирамидам, ещё сутки – на экскурсию к горе Синай. И что потом? Я же понимаю, что в Египте есть и другие интересные места, но только когда я успею отыскать по ним соответствующую информацию? Вот, скажем Александрия – древний и наверняка интересный город, но что именно можно там посетить? Да и возможно ли вообще посетить ту же Александрию? Одно дело, курортная зона, созданная для туристов – это один мир, другое дело – Египет как он есть. Египет уже много лет живёт в условиях чрезвычайного положения. Там же ведь, не зная детально обстановку, в одиночку за пределы отеля не отправишься, тем более на велосипеде (одно это – достаточный повод для того, чтобы Египет в моём представлении не числился среди интересных для поездки стран). А есть и ряд прочих моментов. И невообразимо хаотичное уличное движение – далеко не первое в их ряду. В большинстве «бусурманских» стран, насколько можно понять, доходы населения низки, законы не так проработаны, и охрана правопорядка не та, что на Западе, и это предоставляет дополнительное поле деятельности для сомнительных типов. В бойких местах крутятся попрошайки. Навязчивая просьба заплатить доллар за совместный кадр на фоне пирамид особенно непонятна в том случае, если попрошайку в кадр, мягко скажем, не звали, а он сам в него влез. Торговцы заламывают цены впятеро против реальной стоимости. Специфический восточный сервис: скажем, залезть на верблюда – одна цена, слезть – в разы больше, о чём заранее не предупредят. Ну, не вызывают у меня восторга детали восточного быта, как то манера торговаться, ношение паранджи и т.п. У меня всё более пробуждается интерес к европейской культуре, где в почёте ненавязчивость, и уважение к чужой свободе, спокойствию и частной жизни.

Нет, я хочу по мере возможностей приобщиться к европейской культуре и посмотреть, как живёт благополучная цивилизованная Европа, и как, может быть, со временем будем жить мы, когда последствия развала 1990-х перестанут оказывать действие.

В конце концов, мне стало жаль время, проведённое в Интернете, и 15 – 20 тысяч рублей на предлагаемый друзьями вариант отдыха. Я лучше потрачусь вдвое больше, но проведу поездку в своём формате. У меня, в общем-то, всё готово для того, чтобы теперь обратиться в какую-нибудь турфирму. Не хватает только решимости ехать в одиночку за кордон. На накопление решимости уходит где-то неделя. Затем иду в «Автолайнтур».

Да, «иногородний» друг дотянул аккурат до предела. Дело в том, что на оформление шенгенской визы уйдёт дней десять, не считая выходных, а уже середина сентября. Таким образом, в Грецию я смогу вылететь не ранее, чем в первые числа октября. 14-тидневных туров в это время уже нет. Есть 10-тидневные туры на 4 октября, но их осталось всего несколько. Цена – примерно такая же, за какую можно было найти 14-дневные туры чуть раньше. Все остальные туры – 7-дневные. Так что выбора нет никакого. Только 4 октября, только отели в окрестностях Рефимно. К слову сказать, забегая вперёд, что как раз этих четырёх дней на Крите мне и не хватило для посещения нескольких интересных мест.

Для оформления визы потребовались загранпаспорт, ксерокопия первой его страницы, ксерокопии всех страниц российского паспорта, справку с места работы на фирменном бланке с указанием должности, среднего дохода (не менее 15 тыс. руб./месяц) и срока, на который предоставляется оплачиваемый отпуск. Анкета заполняется уже непосредственно в турфирме. Кроме того, разумеется, необходимо предоставить две цветные фотографии размером 3,5x4,5 см, предпочтительно матовые. К этим фотографиям предъявляется куча требований. Они должны быть сделаны не более месяца тому назад, без уголков и овалов, чёткие, на светлом фоне. Одежда не должна быть светлой. Лицо на снимке должно быть «крупное» и иметь нейтральное выражение. Головные уборы допускаются только в исключительных случаях, очки не допускаются. В сущности, не так уж и много документов требуется для оформления Шенгенской визы. Кстати, запрос на оформление визы отправляется лишь во вторую очередь, а в первую очередь бронируется отель.

Почти до самого отъезда я пребываю в неведении относительно того, состоится ли поездка. Где-то числа второго, наверное, мне сообщили, что виза получена, что ехать можно, и проконсультировали перед поездкой.

 

ПЕРЕЕЗД И ПЕРЕЛЁТ

 

03.10.2007

Днём хожу по городу, осуществляя последние приготовления перед поездкой. Я уже в отпуске.

Еду до Москвы фирменным поездом «Курск – Санкт-Петербург» (он же – «Соловей»). Хороший поезд, одно слово. Поспать удалось, увы, не более часа-полутора. Почему этим поездом? Потому что вылет в 1115 , а к этому времени необходимо пройти регистрацию и все зоны контроля в аэропорту. А до аэропорта по прибытию на Курский вокзал ещё надобно добираться на метро, а затем на поезде. Поэтому на Курский вокзал желательно прибыть чуть раньше, чем открывается метро.

4.10.2007

«Соловей» прибывает на Курский вокзал ночью, в три с небольшим. Два часа приходится провести на Курском вокзале. Как ни странно, почти совсем не холодно. Поскольку метро только-только открылось, очередь за билетами выстраивается сравнительно небольшая.

Московское метро для меня – штука вполне привычная. Выхожу на Павелецкой. Надобно найти Павелецкий вокзал. Благо в это самое время какой-то местный житель рядом указывал приезжей в направлении Павелецкого вокзала, так что и я воспользовался подсказкой.

Павелецкий вокзал условно можно подразделить на две части. Первая – обычный вокзал с обычными для всех железнодорожных вокзалов типажами. Вторая – более цивилизованная часть вокзала – обслуживает исключительно экспресс на Домодедово. Ходит он часто, раз в час, а то и раз в полчаса. Выстояв «стихийно-двухвостую» очередь, покупаю билет – он такой же, как на электричку. Стоит 150 рублей. На вокзале можно пройти и регистрацию на авиарейс, но необязательно.

Экспресс идёт до аэропорта Домодедово без остановок. Вагон в экспрессе имеет мягкие сиденья, в центре под потолком висят два экрана-телевизора. Аккуратные прозрачные шторки на окнах. Билет следует сохранять до конца рейса, чтобы пройти через турникет в аэропорт «Домодедово». И вообще, следуя наставлениям друзей, уже имеющих опыт перемещений авиарейсами за рубеж, я не выбрасываю всевозможные  корешки билетов: мало ли, где и какой потребуется предъявить?

Аэропорт «Домодедово» огромен, и суета в нём ещё та. С ходу не поймёшь, куда идти. Если бы не подробное описание аэропорта, которое я выслушал от друзей, и не распечатка из турагенства, то неизвестно, сколько б искал представителя «ISC Travel Group». Конкретно, если бы не фраза «в туроператорской зоне за правым эскалатором…». Там за стоечкой в числе прочих сидит такой дядечка. По паспорту он выдаёт конверт, а в конверте – билеты на авиарейс туда и обратно, медицинская страховка, ваучер. Проверить их следует на месте. Выдача производится примерно часа за три до рейса. Очереди нет.

Далее надо пройти на регистрацию. Благо, представитель «ISC Travel Group» подсказал, что рейс на Ханью надо искать у стоек №№102 – 110. Подхожу. Как раз предпоследней строкой на табло высвечивается рейс на Ханью. Регистрация начинается за 2,5 часа до рейса и прекращается за 40 минут до вылета. Пришлось выстоять очередь. Проходя регистрацию, запросил место у правого иллюминатора (эх, надо было указать ещё и то, что не над крылом). Получил посадочный талон.

Далее следует пройти в сектор «B». Там сначала предъявляешь посадочный талон, затем проходишь паспортный контроль, а затем – таможенный контроль. На таможенном контроле надо взять пластиковый поднос, разуться, одев на ноги целлофановые пакеты. На поднос необходимо сложить обувь, ремень, ключи, мелочь, телефон, зарядные устройства. Проходишь металлодетектор, потом тебя ощупывают. В это же время поднос и ручная кладь транспортируются по ленте.

Одеваешься и проходишь далее. Здесь расположены магазинчики беспошлинной торговли Duty Free. Не сказал бы, что в них низкие цены, как мне то говорили. Аэропорт в этой части имеет 3 этажа, работают эскалаторы, книжные киоски. Магазинчик «Русская изба» похож на убранство рядовой избы 1980-х не более, чем коттедж на среднестатистическую квартиру. Некоторые бары замечательно оформлены и заслуживают фотоснимка. Но я думаю, в аэропорту снимать нельзя, и чтобы не создавать себе лишних проблем, не фотографирую. В этой же части аэропорта находятся «ворота» на разных этажах. На Сингапур, например, - №11, там выстроилась длинная очередь отбывающих. На Ханью - №10.

Пройдя через эти ворота, попадаешь в коридор, а пройдя по нему – прямиком на борт самолёта. Место оказалось хоть и с правой стороны, но над крылом. Видно землю всё же будет. Впрочем, пользоваться цифровой камерой во время полёта всё равно нельзя. Телефон тоже пришлось отключить.

«Боинг – 747» - самый большой тип лайнера у компании «Трансаэро». Вообще-то может набрать высоту свыше 13 тысяч метров и скорость до 950 км/ч.

Из иллюминатора видно, что прочие самолёты размерами меньше и пониже. Громадина понемногу выруливает на взлётную полосу. Ещё перед взлётом выдают леденцы. Во время взлёта необходимо расположить спинку кресла в вертикальное положение. Если повернуть  в это время физиономию в сторону иллюминатора, можно видеть, как меняет своё положение крыло: его конец немного поднимается относительно фюзеляжа, а крыло изгибается. Земля остаётся внизу. Самолёт, ещё не сильно набрав высоту, делает крутой вираж вправо, правое крыло при этом устремлено концом по направлению к земле.

Во время взлёта несколько раз возникают болезненные ощущения в ушах. Земля хорошо видна лишь на небольшой высоте, затем её скрывает пелена высоких слоистых облаков. Облака эти не намного ниже самолёта. А он набрал высоту 10,5 км и скорость 850 км/ч.

Едва самолёт выравнивает траекторию, как пассажиров начинают кормить.

Поначалу пелена облаков сплошная. Затем внизу она становится похожа на рябь, а между облачками – всё та же голубизна неба, а земли не видно. Как будто вид из космоса. Раза 4 видел реактивные самолёты: встречный, 2 – по перпендикулярной траектории выше и ниже, а 1 мы обогнали (он летел значительно ниже). Земля стала проглядывать из-за облаков лишь во второй половине полёта. Сначала посреди равнины оказалась широкая река с островом, поворотом она ушла вправо. Я решил, что это – Дон, хотя на самом деле это был, скорее всего, Дунай. Далее ещё какое-то время внизу продолжалась равнина, потом начались горы – хребет, другой, третий… Довольно мрачные чёрно-коричневые тона. Я решил, что это Кавказ. В недоумение меня привели сопки, напоминающие немного вид Армянского нагорья с воздуха. Может, это – Малая Азия, но каким образом? Это лишь спустя полторы недели я узнал, что мы летели не над Кавказом, а над Болгарией. Где-то там, в «Боинге», можно было посмотреть траекторию полёта, но тогда я этого не знал.

Затем горы сменились морем, и самолёт взял правее. Разумеется, море я принял за Чёрное, а два участка суши – за Керченский и Таманский полуострова. Хотя сразу же с недоумением заметил, что по очертаниям эти два участка суши как-то подозрительно больше похожи на территорию, прилегающую к Халкидики (это действительно, уже было Эгейское море). Самолёт оставил справа какую-то высокую острую одиночную гору, возвышающуюся над облаками (Олимп?! Или Афон?!), и взял при этом левее. Затем самолёт прошёл краем участок суши. А затем я с удивлением узнал внизу мыс Сунион! Его спутать было невозможно. Вдалеке и теперь уже позади белыми тонами обозначали себя на поверхности земли Афины.

Едва миновав мыс Сунион, самолёт начал снижение. Крит уже близко. Пейзаж выглядит очень необычно и своеобразно. Неземной пейзаж! Тёмные силуэты гор возвышаются над зыбкой туманной поверхностью, освещённой ярким Солнцем! При ярком солнечном свете хорошо виден серп Луны.

Борт сделал несколько кругов над городом Ханья. Там в аэропорту скопилось много самолётов, о чём пилот сообщил непринуждённым таким голосом. Затем самолёт нырнул под пелену облаков. Сверху они смотрятся непроницаемой пеленой, а снизу – их как будто нет.

Поблизости – крутые горы полуострова Акротири. Выжженные Солнцем склоны со скудной растительностью. Самолёт останавливается. Время – около 1400. Несколькими автобусами нас подвозят от самолёта к аэропорту.

Я в южной Европе!

 

ПЕРВЫЕ СУТКИ НА КРИТЕ.

 

Первым делом надобно пройти паспортный контроль.

Полезное замечание. Ещё до паспортного контроля справа находится общественный туалет, что может оказаться очень кстати.

К тому моменту, когда я занял очередь на паспортный контроль, в ней уже оказалось подавляющее большинство пассажиров авиарейса –что-то около 460 человек. Очередь не только длинная, но и очень неорганизованная – пассажиры по мере продвижения к стойкам как-то само собой перемещаются из одного хвоста очереди в соседний её же хвост и назад. Стойка всего одна, потом открыли и вторую. Помнится, во время регистрации в Домодедово некоторые пассажиры ворчали на «российский сервис». Но в аэропорту Ханьи он оказался не лучше. На паспортном контроле пришлось стоять целый час. Таможенник как-то недобро посмотрел, ставя штамп в загранпаспорт. Вот, скажет, ещё один нелегальный иммигрант…

Далее прохожу в отдел получения багажа. Эх, вот про эту процедуру я не расспросил заранее! По конвейеру кругами катаются уже немногочисленные сумки – паспортный контроль не прошло ещё, может быть, человек двадцать всего лишь.

Во избежание неприятностей рекомендую внимательно отыскивать свой багаж – у разных пассажиров сумки могут быть схожи. И обращать внимание не только на имя на лейбле – пассажиры бывают тёзками.

Вышел в основной зал аэропорта. И где же встречающая сторона? Каким то образом я прошёл мимо, не заметив. В первом же магазинчике аэропорта на ломаном английском интересуюсь, где находится Kalomaki? Девушка-продавщица английский знает едва-едва. Отвечает, что Kalomaki находится в пяти километрах от аэропорта. Сообразив, что она имеет в виду населённый пункт, а не турфирму, отправляюсь по залу аэропорта далее.

Два других работника аэропорта, стоявших у стойки регистрации, тоже английский знали посредственно. Посмотрев мой конверт, обратили внимание, по-видимому, только на слово «Domodedovo». Поставили сумки на транспортёр, провезли их через просматривающее устройство и жестами предложили пройти чуть далее. Работница аэропорта, к которой они меня подвели, взглянула в компьютер и сочувствующим голосом произнесла по-английски: «Сорри, но рейс Ханья – Домодедово только что улетел». «Да нет же, я только что прибыл в Ханью из Домодедово, я ищу фирму «Kalamaki travel»». Всё это на очень ломаном английском, потому как в тот момент я вообще с трудом ориентировался, что именно следует говорить. Благо, эта работница аэропорта знала английский лучше своих коллег. Она куда-то позвонила, и через минуту ко мне подошла русская сотрудница фирмы «Kalomaki travel». Она провела меня до автобуса.

Маршрут трансфера.

Горы на полуострове Акротири. >

 

Посадка в автобус турфирмы производится возле аэропорта. Выезжаем. За окнами – горы с выжженной растительностью, красноватая почва. Возле дороги – пальмы, араукарии, эвкалипты, бугинвелии. Еду с правой стороны. Это не шибко удобно для фотографирования, потому как солнце светит с этой же стороны. А море находится с другой. В город Ханья не заезжали. Но что-то вроде городского поселения мы проезжали – то ли это была окраина Ханьи, то ли город Сýда. По левую сторону виден залив Суда. На другом берегу его, на полуострове Акротири, можно заметить американскую военную базу (она заметна и на космоснимках). Она расположена всего лишь в 4-х км от аэропорта Ханья. Эта американская база своим существованием вызывает особое недовольство греческого населения. Оно вызвано, в частности, и соображениями экологической безопасности, и соображениями этическими – база находится там, где фашистские войска осуществляли в годы войны крупные карательные операции.

По ходу движения на автобусе происходит обзорная экскурсия. В частности, я узнал, что на Крите производится экологически чистая продукция, поскольку никакой промышленности на острове нет – только ГРЭС возле Гераклиона. И ещё на южном берегу залива Суда я заметил сооружение, похожее на цементный завод. Остальное содержание экскурсии я, в общем-то, уже знал по литературным и интернетовским источникам.

Площадь острова составляет 8259 км2. Это сопоставимо с площадью Абхазии и втрое меньше Орловской области. Население острова составляет около 600 тыс. человек, из них около 140 тыс. живут в Ираклионе. 38 – 50% (по разным данным) населения занята в сельском хозяйстве, 15 – 20% - в промышленном производстве, 30 – 50% - в сфере туризма. Административно остров делится на 4 нома: Ханья, Рефимно, Ираклион, Лассити. Их центрами являются, соответственно, города Ханья, Рефимно, Ираклион, Иерапетра. Другие города острова – Сития, Агиос-Николаос. Три небольшие горные системы превышают высоту 2000 м: Лефка Ори (Белые горы) с наиболее высокой вершиной Пахнес (2453 м), массив Ида (он же – Псилорит) с одноимённой вершиной (2456 м), горы Дикти с одноимённой вершиной (2148 м). Климат острова субтропический. Около 300 дней в году являются солнечными. Здесь бывает очень жарко. Поэтому (как и повсюду в Греции) многие небольшие магазины, пункты проката и т.п. заведения имеют график работы, разбитый надвое. Открыты они несколько утренних часов до обеда, затем следует длительный перерыв, а ближе к вечеру они снова открываются на несколько часов. Крит является местом возникновения первой европейской цивилизации, в последствии условно названной минойской. За последние 3,5 тысячи лет островом правили греки, римляне, византийцы, арабы, снова византийцы, венецианцы, турки и, наконец, греки. Современное население острова представлено православными греками.

Лесов вокруг как-то не видно. Горы в низко висящей дымке. Горные ущелья. Круто возвышаются над дорогой обрывы откосов с красноватым грунтом и как будто не жёстко лежащими камнями. Скудная растительность. Нередко видны домики под черепичной крышей. Изредка заметны каменные развалины.

Развезли нас по отелям: по 2 – 3 человека в отель. Гид сообщила, что на следующий день нам следует выйти на «reception» отеля (приёмная, по-простому говоря) во время, указанное на выданных нам конвертах. В тех же конвертах лежали рекламники турфирмы, экскурсионная программа, общие справочные сведения о достопримечательностях Крита, распорядок отеля и т.п. информация.

Отель «Maravel sky» представляет собой комплекс двухэтажных построек. Нельзя сказать, что здесь имеется запутанный лабиринт коридоров, но всё же в первый момент не так то просто с ходу сориентироваться: то и дело норовлю повернуть не в тот поворот. Мой номер 210 расположен на первом этаже, он двухместный с туалетом-ванной, шкафчиками, холодильником, телевизором, освещением, сейфом. С противоположной от входа стороны выхода имеется ещё одна дверь – жалюзи. Она отодвигается в сторону. Сразу за ней расположена стеклянная дверь, она тоже отодвигается в сторону. За той дверью имеется этакая небольшая площадка, огороженная с трёх сторон наподобие балкона. Она находится на уровне пола. С той площадки, равно как и через стеклянную дверь, открывается чудесный вид на территорию отеля – на пальмы, бассейн…

Номер в отеле «Maravel sky».

 

Ужин в отеле – с 1830  до 2100 по местному времени (а завтрак – с 730 до 1000). Самообслуживание, т.е. «шведский стол». Вдоль стойки стоят различные блюда в больших ёмкостях. Можно пройти вдоль стойки и положить в тарелку всё, что захочется. Еда вкусная. Помимо того заказал бутылочку критского вина «Minos»: 375 мл стоят 5 евро с небольшим.

В сущности, за всё время пребывании на острове я запомнил всего несколько разговорных греческих слов: «ясас» («здравствуйте», а также «до свидания»), «калимера» («доброе утро» или «добрый день»), «калиспэра» («добрый вечер»), «паракало» («пожалуйста»), «эфхаристо» («спасибо»). Насколько можно заметить, грекам и такой минимум приятно бывает услышать от иностранцев.

Забегая вперёд, сразу отмечу некоторые блюда. Сыры нескольких видов. Сливочное масло в разовых упаковочках с изображением монастыря Аркади. Ну, сыр фета присутствует в греческих столовых и тавернах обязательно. Он своеобразен и вкусен. Позже мне случилось как-то в Орле купить «фету» немецкого производства, но она оказалась полной туфтой – этакий плавленый сырок пересоленый солями-плавителями, который можно есть, только намазывая на бутерброд. Нет, настоящая фета может быть только греческого производства. Ещё очень хороши дзадзыки (т.е. греческие «йогурты») – очень густые и вкусные, и главное – натуральные. Оливки в греческой кухне тоже присутствуют повсеместно в самых разных блюдах. Греческий деревенский салат с оливками. Макаронные изделия. Мёд. Блюда из баклажанов, мяса, рыбы. Апельсиновый и лимонный соки (лимонный, на мой взгляд, вкуснее). Всё это – обычный рацион в отеле Maravel sky. Вина можно заказать за дополнительную плату. Вина пробовал неразбавленными. Но, как выяснил позже, греки нередко разбавляют вина водой. Мне думается, делают они это из-за особенностей местного климата – жаркого и сухого. Узо я на Крите не пробовал потому, как уже неоднократно случалось пробовать этот напиток ранее – как в разбавленном виде, так и в неразбавленном. Узо – это, в сущности, анисовая водка, греки пьют её, разбавляя водой. При разбавлении узо приобретает белёсый цвет. Имеет приятный анисовый запах.

Спать ложусь в половине двенадцатого. Комары и в самом деле на Крите есть. Но то ли не сезон, и их мало, то ли в этом именно месте их мало. А, кроме того, я прихватил с собой репеллент, поэтому комары меня не беспокоят.

05.10.2007

Утром на мобильный позвонила мама, интересовалась, как у меня дела. Сообщил, что нормально. К слову, звонки на мой телефон из России приходят, а вот я со своей карточки в Россию звонить кК этому моменту ещё не научился.

Завтрак в отеле – с 730 до 1000. Вообще, очень вкусно кормят. Тот же самый «шведский стол». Можно налить немного мёду, сока или чая. Оригинально упаковано по одноразовым порциям масло с этикеткой «Аркáди» (монастырь «Аркади» расположен в полутора десятках км от курортного посёлка Аделе). Три вида сыров, в том числе и фета. Этот солёный сыр, порезанный кубиками, особенно вкусен.

В 1315 точно по расписанию на «reception» появилась гид. Она посмотрела авиабилеты у каждого подопечного отдыхающего, обрисовала ситуацию с отлётом. По её словам, рейс «Ираклион – Домодедово» часто откладывают на немалое количество часов, поэтому с выездом возможны такие-то, такие-то и такие-то варианты. Затем рассказала об аренде машин и об экскурсиях. Выяснилось, между прочим, что на Крите есть некоторое разделение поля деятельности для турфирм. Фирмы, работающие в восточной части Крита, имеют право проводить экскурсии только по восточному Криту. Фирмы, работающие в западной части Крита, имеют право проводить экскурсии только по западному Криту. Но и те, и другие могут проводить экскурсии в Ираклион, Кноссос и на Санторини. Я заказал экскурсию на Санторини, справедливо посчитав, что в остальные наиболее интересные места я доберусь самостоятельно. На Санторини экскурсии проводились по вторникам. Исходя из этого, я немного переиграл свои планы познавательных поездок по Греции. Увы, экскурсия на Санторини предполагает только посещение Фиры и Ии, а про посещение Акротири, древней Тиры (Фиры) и острова Палеа-Камени придётся забыть. В принципе, можно было и на Санторини поехать самому, но такой вариант светит большой долей неопределённости, да и по финансам обойдётся едва ли дешевле (стоимость экскурсионной программы на Санторини – 130 евро).

 

 

КУРОРТНЫЙ ПОСЁЛОК АДЕЛЕ.

В 14 часов с небольшим выхожу из отеля, чтобы прогуляться по посёлку, выяснить для себя ряд вопросов и сходить на море. Собственно, к востоку от городка Рéфимно есть два посёлка с названием Аделе. Один из них – собственно Аделе – находится в двух километрах от моря по дороге к монастырю Аркади и насчитывает 350 жителей. Другой посёлок именуется также как Аделианос Камбос и насчитывает 566 человек. На картах, что рассчитаны на туристов, он может быть подписан и как «Аделе Бич» и просто как «Аделе».

Речь здесь идёт именно об этом курортном посёлке. По одной версии название села восходит к слову «адутолос» («непокорённый»), по другой – к венецианскому основателю деревни по имени Адол.

Очень красивы цветущие бугинвелии у входа в «Maravel sky». По ним я в последующем каждый раз ориентировался, когда возвращался в отель.

Цветущие бугенвиллеи у входа в «Maravel sky».

 

Первым делом я прикупил в торговой точке карту ip-телефонии за 4 евро.

Затем прогулялся вдоль улицы в сторону Панормо до конца курортного просёлка. Здесь дорога проходит над сухим руслом. По левую сторону в двух-трёх сотнях метрах хорошо видно море. По правую сторону расположено пастбище, где пасутся овцы. Вдалеке видны горы Иди (oros Idi). Вдоль сухого русла и слева вдоль дороги тянутся заросли тростника или камыша (на местном языке – «kalamaki») пяти – шести метров в высоту. Навстречу ехала красивая девушка на велосипеде. На мой взгляд, все девушки, увлекающиеся велосипедом, красивые, но эта особенно. Метрах в двадцати от меня она свернула на просёлок, спешилась и пешком направилась к морю. Я последовал за ней быстрым шагом и догнал, хотя и не сразу. На английском поинтересовался, где можно взять велосипед напрокат? Она тоже на английском рассказала, что велосипед она взяла у её местных друзей, а вообще-то можно взять велосипед напрокат в «Kreta bike». Это – в 10 – 15 минутах ходьбы по левую сторону от дороги (в сторону, откуда я пришёл) – там должна быть красная вывеска на здании. Девушка говорила по-английски свободно, но мне показалось, что иногда она всё же подбирает слова, из чего я сделал вывод, что она, во всяком, случае не из Великобритании. Не спросил, хотя и интересно было, откуда она?

Вид с окраины Аделианос Камбос на окраину Пигианос Камбос и на горы Иди (Псилорит).

Пастбище на окраине Аделианос Камбос. Справа вдоль сухого русла растёт высокий злак «каламаки».

 

Направляюсь по той же улице – теперь в западном направлении. Симпатичная улица, возле отелей озеленена и украшена пальмами, туями, цветущими бугинвелиями и другими растениями. По сторонам – только отели, магазинчики, ресторанчики, пункты проката – главным образом, автомобилей. Здесь в курортном Аделе всего лишь одна центральная улица. Часть отелей находятся между этой центральной улицей и морем. Другая часть отелей (в том числе и «Maravel sky») находится между центральной улицей и трассой приморского шоссе – она проходит в трёх-четырёх сотнях метров выше. От центральной улицы посёлка отходят в сторону автотрассы автомобильные проезды и, как минимум, один из них ведёт в Аркади.

Центральная улица курортного посёлка Аделе.

 

Один пункт проката велосипедов обнаружил почти точно напротив «Maravel sky». Затем дошагал и до «Kreta bike». Это заведение согласно расписанию открыто во все дни – с 9 утра («9 a.m.») до 12 утра и с 6 вечера («6 p.m.») до 9 вечера. В данный момент вход был закрыт. Но из узкого-узкого проезда в это время на внедорожнике с прицепом медленно-медленно выезжал работник пункта проката. В прицепе стояли велосипеды. От него я узнал, что взять велосипед с системой переключения передач и с багажником можно за 10 евро/сутки.

Потом вернулся по центральной улице до «Maravel sky» и стал выяснять, где останавливается автобус, следующий в Гераклион (в русской транскрипции он, как правило, пишется как Ираклион). Напротив на ближайшей автобусной остановке стояли, как я думаю, муж и жена пенсионного возраста. Я обратился с вопросом по-английски, мужчина что-то ответил по-немецки. С полминуты мы так с ним и «общались» на двух разных языках, разумеется, безо всякого результата. И тогда он перебрал несколько вариантов: «English?», «Doich?», «Polsky?», «Russian?» и т.д. Я ответил, что «Russian», и мы начали общаться по-русски. Оказалось, что чета – поляки. Откровенно говоря, меня это обрадовало, невзирая на натянутые политические отношения между Россией и Польшей (к чёрту старые политические дрязги между двумя славянскими государствами!). Мужчина мог изъясняться по-русски, только не в быстром темпе. Как выяснилось, польский язык на слух я понимаю не хуже, чем английский. Другое дело, что говорить по-польски не могу, разве что такие слова как «Do widzhennia!». Ходит ли здесь автобус на Гераклион – этого они в точности не знают. Но зато они посоветовали обратиться с вопросом к русской, которая работает как раз в пункте проката велосипедов напротив «Maravel sky».

Русская объяснила, что автобус «РефимноГераклион» ходит по новой автотрассе. Точно можно уехать в Гераклион из Рефимно. Отсюда же – из Аделе – можно уехать в Рефимно на автобусе «ПанормоРефимно». Билеты на автобус следует приобретать заранее. При входе в автобус водитель оторвёт корешок билета, а оставшаяся часть билета останется на всё время поездки. Билет не обязательно использовать в этот же день, можно и на следующий. Такая система оплаты за проезд действует на Крите на пригородных маршрутах. За одно я поинтересовался и стоимостью проката велосипедов: прокат в этой конторе обходится в 5 евро/сутки.

За билетами на автобус я оправился в маркет, расположенный неподалёку. Здесь обратился с вопросом к девушке-продавщице. По-английски. Она же спустя полминуты перешла на русский: сама – русская, и по акценту определила моё происхождение. Дело в том, что всё время своего пребывания в Греции я вовсе не утруждал себя правильной фонетикой английских слов. Оно мне надо?

Далее я, наконец таки, решил направиться к морю. От «Maravel sky» короче всего дойти до моря через территорию отеля «Maravel land», расположенного напротив через дорогу.

Пляж в Аделе мелко-мелко-галечный, по нему удобно ходить и босиком. Дошёл по пляжу в восточном направлении до конца посёлка. Здесь относительно безлюдно, поэтому я из воды легко смогу наблюдать за участком берега, где лежат мои вещи.

В море купался в кедах на случай встречи с морскими ежами. Впрочем, ни одного морского ежа здесь не увидел. Море слегка «штормит». Температура воды +23°С, на ощупь она кажется чуть прохладной, но, пожалуй, такая температура воды оптимальна. Метрах в 10 – 20 от берега тянется волнолом. По словам гида на этом побережье размножаются морские черепашки, охраняемые как редкий вид. Черепашки приплывают к побережью в мае, сейчас же – в октябре – их здесь нет.

За плитой море быстро понижается. Побарахтавшись непосредственно за плитой, я решил посидеть на волнорезе. Идея оказалась не удачной. Не успел я как следует устроиться на волнорезе, подошла более высокая, чем другие, волна. Она едва не перекувыркнула меня. При этом я проехал запястьем по морским желудям и слегка стесал кожу. Морские жёлуди – это такие прикреплённые к камням ракообразные с твёрдым хитиновым покровом, похожим на ракушку. Из царапин начала понемногу сочиться кровь. Поскольку на тот момент я не имел чёткого представления о наличии или отсутствии акул в прибрежных водах Крита, то счёл благоразумным выйти на берег, чтобы «не привлекать акул к пляжу».

Вдалеке хорошо видны морские суда.

На издающихся в России картах, как правило, отмечено в  Средиземноморье только само Средиземное море, Эгейское, Ионическое и Адриатическое моря. Тем не менее, некоторые другие участки Средиземного моря также имеют собственные названия. Так, акватория, расположенная к северу от Крита именуется Критским морем, акватория к югу от Крита – Ливийским морем, к востоку – Ливанским морем, к западу – Икарийским. Итак, в Критском море я искупался. Вода в Критском море солонее, чем в каком-либо другом море, из числа тех, на берегу которых мне случалось стоять до этого (Чёрное, Белое, Балтийское моря). По мере того, как высыхает морская вода на коже, на ней становится заметна соль.

Живности в морской воде в этом месте очень мало: морские жёлуди на волнорезе, немногочисленные спиральные улитки на крупных камнях, отдельные небольшие кустики бурых водорослей. И какие-то кустистые морские обитатели желтоватого цвета мягкие и слегка слизистые на ощупь. Скорее всего, это какие-то животные, ведущие сидячий образ жизни, но какие именно – я теряюсь в догадках. Может, губки?

Кратчайшая дорога к пляжу.

Территория одного из отелей возле моря.

Критское море у Аделианос Камбос.

Прибой вблизи и корабли на горизонте. Зум.

Волнение на Критском море. Ветер северо-восточный, т.е. мельтем.

Кустарник у обочины дороги.

 

Среди гальки встречаются камешки коричневого, зелёного и прочих цветов, конгломераты. А также кусочки чистейшего мрамора. Чисто-белый мрамор представлен только маленькими окатышами. Камешки покрупнее имеют желтоватые оттенки с той или с иной стороны. Кроме того, можно найти керамические фрагменты, бутылочные стекляшки, обкатанные водой до такой степени, что никаких острых граней и углов на них не осталось. Они красиво просвечивают на Солнце.

У края тростниковых зарослей растут растения сходные с нашими репейниками в том плане, что их соплодия сильно цепляются к одежде. От наших репейников эти соплодия отличаются тем, что они крупнее, пристают к одежде сильнее, и вдобавок колючи.

От пляжа прошелся по продолжению центральной улицы до соседнего курортного посёлка Камбос Пигис (Пигианос Камбос). Он отстоит от Аделианос Камбос метров на 300. Там видел поле для картинга. По проезду вышел к новой автотрассе. По ней вернулся в западном направлении и по другому проезду вышел к «Maravel sky».

Из Интернета мне было известно, что воду из водопровода на Крите в принципе можно пить повсеместно, не опасаясь чего-нибудь подхватить. Это обстоятельство оказалось весьма кстати: в сухом климате Крита пить хочется постоянно, а бутилированная вода стоит недёшево.

 

НЕКОТОРЫЕ ИСТОЧНИКИ В СООТВЕТСТВИИ С КОНТЕКСТОМ ЗАГОЛОВКА:

 

Крит. Путеводитель из серии «полиглот». М., Аякс-пресс, 2007.

Tourist and road map of Crete. Scale 1:300000. HРАКЛЕIОY. TYPOKRETA.

http://archive.travel.ru/greece/formalities/visas/ («Визы в Грецию»)

http://eurovisas.ru/index.php?action=show&id_group=1415

http://www.tournet.ru/greece/carts/athens750.htm

www.isle-crete.ru

http://www.tournet.ru/greece/carts/crete880.htm

http://www.geo.auth.gr/en_santorini_panorama.htm

www.maps/google.com

www.kapitan.ru

http://www.tournet.ru/greece/cuisine.htm

http://www.alvas.ru/greece.htm

http://www.crete.msk.ru/?pid=adele

  На главную