На главную

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД – МАЛАЯ ВИШЕРА

 

9.06.2007

Город Орёл.

Около шести вечера выезжаю к вокзалу. Рановато, конечно. Но я ещё не определился, до которой степени стану разбирать велосипед для перевозки поездом. Солнечно, тепло. Добираюсь до вокзала. Ограничился тем, что снял переднее колесо, передний щиток, фару, велокомпьютер. Зачехлил велосипед. Это удобно тем, что велосипед можно катить по платформе, а переднее колесо можно снять непосредственно перед погрузкой в поезд. На вокзале определяю место, где примерно остановится шестой вагон.

Билеты и туда и обратно брал за три недели до поездки. Но даже так во всех поездах, идущих через Орёл, свободных билетов в плацкартных вагонах не оказалось. Исключение – скорый поезд «Соловей», отправляющийся из Курска (и, соответственно, обратно прибывающий в Курск). Билет стоит немногим более тысячи рублей. Поезд «Курск – Санкт-Петербург прибывает в Орёл в 2106, стоянка поезда – 11 минут. Вообще, этим поездом пользуются, как видно, преимущественно куряне, орловцы и туляки.

В поезд загрузился без проблем. Вагон комфортнее обычного плацкартного вагона. Над проходами в коридоре высвечивается табло: температура, состояние туалета, № вагона и т.п. Необычной оказалась верхняя полка, куда я при помощи попутчика загрузил велосипед. Туда его труднее втискивать, чем в обычных поездах. Однако такая конструкция полки предоставляет возможность надёжно закрепить багаж верёвками.

Где-то после Мценска забираюсь на верхнюю полку, чтобы выспаться.

10.06.2007

Просыпаюсь уже после Бологого. За окнами видны Мcта, станция Вишера, Волхов, Тосно. Поезд идёт резво. Но в Колпино, где он вроде бы не имеет остановки, поезд стоит на путях около часа – это уже на подъезде к Петербургу.

Поезд прибывает на Московский вокзал Петербурга в 1318. Выгружаюсь, прохожу по перрону, затем собираю велосипед. Уже в 1350 я могу начать движение по Санкт – Петербургу.

В самом начале движения по Санкт-Петербургу я ошибся с выбором автодороги и поехал в центр вовсе не по Невскому проспекту. Вместо этого я, скорее всего, направился по Лиговскому проспекту, затем повернул на улицу Некрасова и по ней выехал на Литейный проспект. Улицы в этой части города имеют небольшую ширину (есть какое-то сходство с Курском), припаркованные машины вынуждают останавливаться перед ними и пропускать попутный транспорт (иномарки же, как и в Москве, нередко разгоняются быстро, поэтому про попутный транспорт забывать нельзя). Много старинных зданий в 3 – 5 этажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероятно, улица Некрасова. >

 

Литейный проспект совсем другое впечатление производит: он широкий и имеет широкий край. Асфальт повсюду хороший.

По Литейному мосту переезжаю через Неву, по пути фотографирую Неву и соборы.

На Арсенальной набережной видел какого-то мужичка; он выглядит как бомжик, но весьма интеллигентного вида бомжик. Чисто питерский типаж, нигде более такой повстречаться не может.

Поскольку в Питере я уже был в 1997 г., то особо здесь не задерживаюсь. Совершаю лишь своего рода неполный «круг почёта» по центру города. По пути фотографирую все попадающие в поле зрения достопримечательности. Местами еду по проезжей части, местами при отсутствии пешеходов – по тротуарам, местами вожу велосипед пешком. Всё зависит от конкретных условий: насколько интенсивно движение на проезжей части, есть ли объекты, на которые по ходу движения желательно (но в виду уличного движения несподручно) обращать внимание, удобен ли тротуар, насколько он широк, есть ли на нём пешеходы.

Вид с Лиговского моста на Троицкий мост и Петропавловскую крепость.

Вид с Лиговского моста на Арсенальную набережную. Мрачноватый комплекс построек тюрьмы «Кресты» (вторая половина XIX в.) и церковь Св. Александра Невского (1890 г.).

 

Невский простор! Слева за Эрмитажем – купол Исаакиевского собора. Правее Петропавловского собора среди деревьев (не виден) домик Петра I (возведён 23-25.05.1703 г.). Справа от Невы отходит протока Большая Невка, в этом месте стоит на приколе крейсер «Аврора».

 

 

Невский простор! Мост над Фонтанкой, Летний дворец Петра I (1710-1714 гг.), Летний сад, Лебяжий канал, храм Спаса-на-Крови (1883-1907 гг.)

Парусники у набережных в роли ресторанов.

Часовня Троицы Живоначальной,

возведена в честь 300-летия Санкт-Петербурга.

Петропавловская крепость на Заячьем острове. Два кадра за 19.09.1997 г.

 

Конечно, простор Невы приятно впечатляет! И день солнечный!

Перемещаясь по центру Петербурга, я не мог не заметить новую часовню Троицы Живоначальной, установленную в честь 300-летия Санкт-Петербурга на правом берегу у Троицкого моста. Стало быть, установлена она в 2003 г.

Несколько раз видел лимузины, даже «Хаммер» в виде лимузина. Очевидно, в Петербурге стало модно нанимать лимузин для свадебного кортежа (до Орла эта мода докатилась только на следующий год).

У набережных в качестве кафе пришвартованы парусные суда.

Остановился на непродолжительный отдых в парке вблизи Исаакиевского собора. Здесь, сидя на скамеечке, перекусил пирожками, отбил несколько SMS-сообщений.

Исаакиевский собор можно взять одним кадром, но затруднительно. Всё-таки высота его сотавляет 101,5 м, а он и в плане большой. Чем мне запомнился Исаакиевский собор в 1997 г. – это простором внутреннего помещения, жизнерадостным интерьером, ощущением возвышенного. И, конечно, замечательными видами, открывающимися с колоннады Исаакиевского собора.

Памятник Петру I отреставрирован, так что «медный Пётр» более не «добывает стране купорос». По случаю праздника у памятника выставлен парадный караул.

Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, Адмиралтейство, Морской музей. Малая Нева перед стрелкой и Большая Нева за ней.

Эрмитаж, бывший Зимний дворец.

Кунсткамера.

Медный всадник.

«Петру Первому от Екатерины Второй».

Исаакиевский собор (1818 – 1858 гг.). Высота собора 101,5 м.

Санкт-Петербург: виды с колоннады Исаакиевского собора. Кадры за 19.09.1997 г. Хорошо видны Кунсткамера, Петропавловский собор, Адмиралтейство, Зимний дворец.

 

 

 

 

Памятник Николаю I. Кадр за 19.09.1997 г.

Вид с колоннады Исаакиевского собора на Никольский Морской собор.. Кадр за 19.09.1997 г.

Вид с колоннады Исаакиевского собора на гостиницу «Астория», Синий мост и памятник Николаю I. Кадр за 19.09.1997 г.

 

 

Затем я направился на западную окраину Санкт-Петербурга, надеясь от устья Фонтанки увидеть Балтийское море. В этой части города запечатлел ещё несколько достопримечательностей. Триумфальную арку на острове Новая Голландия, Старо-Калинкин мост над Фонтанкой, Богоявленскую церковь, возведённую в псевдорусском стиле. Всё это – малоизвестные за пределами Санкт-Петербурга достопримечательности. Во всяком случае, раньше я про них ничего не знал и оказался поблизости, можно считать, случайно.

о. Новая Голландия – один из 42-х островов Санкт-Петербурга. Триумфальная арка XIX в. Арх. Ж.-Б. Вален-Деламот. За аркой – бассейн Ковш.

Фонтанка. Старо-Калинкин мост.

Фонтанка. Старо-Калинкин мост (1780-е гг.).

Богоявленская (Гутуевская) церковь

близ Обводного канала (1889 – 1899 гг.).

 

Однако к морю выехать не удалось. В самом конце Фонтанки пешеходная дорожка оказалась перекрыта забором промышленного предприятия. Чуть дальше над Фонтанкой на территории предприятия оказался пешеходный мост, который закрывал обзор. Пригнувшись, мне всё же удалось из-под моста разглядеть линию горизонта Финского залива – буквально, краем глаза.

Вдоль Фонтанки выбираюсь на Московский проспект. Довольно долго еду по нему. Через каждые сто метров пути по случаю праздника на тротуаре стоят по два милиционера. По пути вижу Московские триумфальные ворота посреди проспекта. Построены они были в 1834-38 гг. в честь побед российских войск над Персией, Турцией и польскими повстанцами. Впрочем, в тот раз, проезжая по площади Московских ворот, этих подробностей я ещё не знал. А узнал лишь при следующем посещении Санкт-Петербурга.

Весьма неприятный кольцевой перекрёсток имеется в конце Московского проспекта на площади Победы (и, соответственно, в начале Московского шоссе). Движение транспорта, идущего на скорости по перекрёстку, таково, что заранее практически невозможно понять в какой поворот направится тот или иной водитель.

На Московском шоссе справа стоят три новых здания церквей несколько необычного облика. Этот район города при развилке двух оживлённых шоссе – Киевского и Московского – называется Средней Рогаткой. В 1941-44 гг. здесь проходила линия обороны города. В честь победы был построен в 1994-95 гг. храм-памятник Великомученика Георгия Победоносца. Чуть позже – в 1999-2000 г. были построены в псковском стиле храм преподобного Сергия Радонежского и часовня во имя Царя-Мученика. Осенью 1999 г. был заложен собор Рождества Христова. Эта постройка с 17-ю куполами, выполненная в неорусском стиле, выглядит вполне завершённым строительством вопреки информации, отысканной мной в недрах Интернета позже.

Триумфальная арка на Московской площади. «Победоносным российским воскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 гг.»

Церковь Рождества Христова (строится с 1999 г.) на Средней Рогатке. Неорусский стиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Великомученика Георгия Победоносца – храм-памятник 50-летию победы в ВОВ.  >

 

В Петербурге асфальт повсюду был хорош. Своеобразны в Петербурге круглые крышки люков: в них имеются щели для стока дождевой воды.

А вот за городом на автотрассе край асфальтового покрытия оставляет желать лучшего поначалу. Он узок, а обочина настолько ухабиста, что ехать по ней некомфортно. Всё же этот участок много лучше чем участок «Торжок – Тверь» в августе 2002 г.

По правую сторону неподалёку от трассы находится город Пушкин, но он как-то незаметен. Прежде он назывался Царским Селом. С ним связаны лицейские годы А.С. Пушкина и первая в России железная дорога. Ещё город известен своими дворцово-парковыми ансамблями. В Пушкине я был однажды в 1997 г. Екатерининский дворец в тот день был закрыт для посещения. Зато предоставилась хорошая возможность побродить по ландшафтному парку и полюбоваться на модный в XVIII в. стиль архитектуры.

Екатерининский дворец. 23.09.1997

Павильон в Царскосельском парке. 23.09.1997

 

Ворота Екатерининского дворца. Царскосельский лицей, кстати, находится совсем рядом. 23.09.1997

Мраморный мост в Царскосельском парке. Выполнен из карарского мрамора. 23.09.1997

 

С левой стороны примерно на таком же расстоянии виден город Колпино. Он расположен посреди плоской «как блин» местности. Ничего кроме панельных домов в той стороне не видно.

Вдоль дороги можно видеть памятники на местах боёв 1940-х гг.

Местность от Петербурга до Тосно довольно однообразна: плоская равнина, луговины, затем мелколиственные леса. Некоторое своеобразие ландшафт имеет в селе Ям-Ижора, где дорога пересекает речку Ижору. Однако, по сторонам от дороги тянутся заборы, ограждающие деревню от дороги. Над перилами моста закреплены стеклянные заграждения – пыльные, через стекло почти ничего не видно. Чтобы заснять долину Ижоры, просовываю фотоаппарат между стёкол.

Тóсно – современный город, где выпускают клей «Момент». Через город протекает речка Тосна – по ширине что-то вроде нашего Орлика. Никакой старины в Тосно не видно: город современный. У него даже на гербе многоэтажки изображены. Единственная архитектурная достопримечательность, попавшаяся мне на глаза, находится на выезде из Тосно: деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери на кладбище. Позже я отыскал в Интернете информацию, согласно которой церковь была построена в 1936 г., а к 1952 г. была перестроена. Таким образом, она являет собой редчайший архитектурный памятник церковного зодчества советской эпохи. Архитектор окончательно варианта облика здания – В.П. Засорин.

После Тосно ландшафты становятся более живописны по причине появления сосновых древостоев. К этому времени край проезжей части становится достаточно широким для удобного движения на велосипеде. По мере того, как Солнце клонится к закату, интенсивность движения на дороге – в том числе и фур – заметно убывает.

Следующее после Тосно село – Ушаки. На выезде из  села Ушаки стоит ещё одна церковь, на сей раз каменная. Церковь святителя Николая и Св. Мученицы царицы Александры была возведена в 1902-08 гг.

Ручей Болотница, что в одноимённой деревне, едва заметен между густыми зарослями осок.

Затрудняюсь точно сказать, где заснял двухэтажный сельский дом – скорее всего в Померанье, но может быть и в Любани, и даже не исключено, что в Болотнице.

Вид с трассы «Е-95» на город Колпино.

Река Ижора и село Ям-Ижора. Вид вверх по долине реки.

 

 

город Тосно. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Ландшафты окрестностей Тосно.

Окрестности Тосно.

Церковь в селе Ушаки.

Типичный облик жилого дома. Кадр сделан или в пгт Любань или в селе Померанье.

 

В селе Трубников Бор остановился у кафе и перекусил. За 60 руб. – всего лишь пару блинчиков и баклажку минералки взял (вспоминается полная тарелка хаша в Абхазии за ту же сумму).

Продолжаю движение и сразу ощущаю, что похолодало. Солнце к этому времени зашло за горизонт (заходит приблизительно в 23 ч. вечера). Одеваю свитер. В последующие несколько километров несколько раз останавливался, чтобы переброситься SMS-ками с водниками, которые выехали из Орла в Жуковку. С заходом Солнца не только и даже не столько похолодало, сколько повысилась влажность воздуха. Именно влажность и создаёт ощущение холода. Очень наглядно смотрится туман, собирающийся над речкой Равань.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<  Вечерний туман над речкой Равань.

 

Как раз где-то на границе Ленинградской и Новгородской областей меня застала «ночь». Ночь здесь в июне – не та ночь, которая обычна для средней полосы. Полная темнота не наступает, всё время на севере небо над горизонтом остаётся светлым. Всё же это далеко не карельская белая ночь. Сумерки здесь – более чем в полусотне км к югу от широты Питера – глубокие. В южном направлении небо выглядит тёмно-синим, при движении по трассе совершенно необходим как задний красный фонарь, так и передний фонарь. Дорога видна и без фонаря на сотню метров вперёд, но с фонарём всё же значительно лучше. Хорошо, что край проезжей части здесь достаточно широк, и в этом плане участок дороги много лучше, чем участок «Торжок – Тверь» образца 2002 г. Кроме того, трасса освещается на всех мостах и на всех поворотах.

11.06.2007

Очередную передышку сделал у дорожного знака «Чудово». Строго говоря, город Чудово находится чуть в стороне от трассы. Туда от знака идёт неосвещённая улица среди одноэтажных домов. Я не стал искать приключений в незнакомом ночном городке и не стал в него заезжать. Ограничился тем, что запечатлел церковь в Успеновке, расположенную поблизости от дорожного знака.

Продолжаю движение к Новгороду. По пути трижды пресекаю речку Полисть. В два часа ночи останавливаюсь: это самое тёмное время суток. Делаю несколько кадров. На некоторых автоматика среагировала на свет фонарей и автомобильных фар, выдержка получилась короткая, поэтому ночь на снимках порой выглядит темнее, чем на самом деле. Реально же освещение соответствует глубоким сумеркам, это почти ночь, но и всё-таки ещё не ночь.

Село Успенское близ города Чудово.

Река Полисть.

Самое тёмное время суток (два кадра сделаны в одно время). В северном направлении небо остаётся светлым всю ночь. В южном направлении оно тёмно-синее. Там пасмурно, иначе было бы немного светлее.

 

В Спасской Полисти делаю длительную передышку. Во-первых, потому что уже притомился. К этому моменту, начиная от железнодорожного вокзала, я проехал 165 км. Во-вторых, передний фонарь «сдох», а до рассвета оставалось уже немного. Собственно, «тёмно-синяя» ночь длится здесь с часу до трёх. Пока отдыхаю, сидя на автобусной остановке, мёрзну: сырость воздуха сказывается. Кроме того, руки у меня сильно обгорели на Солнце за время движения по трассе, и это обстоятельство тоже способствует ощущению зябкости. Кстати, после Чудово вдоль дороги в населённых пунктах встречаются по трассе автобусные остановки и иногда – скамеечки, где можно присесть и передохнуть. От Петербурга до Чудово никаких мест для отдыха вдоль трассы не было, чем она сильно отличается, скажем, от окрестностей Брянска.

После села Подберёзье трасса «Санкт-Петербург – Москва» уходит в сторону. Следующие 10 км дороги до Новгорода представлено разбитым асфальтовым полотном. На этом участке в селе Трубичино стоит церковь Покрова на Витке (Витка – маленькая речка, приток Волхова). По архитектурному облику я посчитал, что она была возведена ещё во времена Новгородской республики. Ан нет – только в 1873 г. А на подъезде к самому Новгроду можно заметить большой двухэтажный жилой дом с верандой на втором этаже.

Церковь Покрова на Витке в селе Трубичино.

Жилой дом недалеко от Великого Новгорода.

 

Около шести утра въезжаю в Новгород, проехав к этому времени 205 км. Давно я не делал таких переходов за 200 км, в последний раз это было в августе 2000 г.

У меня давно уже имелось желание оказаться в Великом Новгороде. Это совершенно уникальный в России город. Первая столица объединённой Руси. В период феодальной раздробленности – столица самого большого по площади древнерусского государства. Город, издревле более тесно связанный с западной Европой, чем остальные феодальные государства Руси. Оплот русской самобытности, не испытавший разорения Батыевыми ордами, веками отражавший натиск немецких, шведских, датских крестоносцев, не покорённый и Литвой. Важнейший центр освоения русским населением северных земель на пространстве от Эстонии и Финляндии до Пермского края и Оби. Город, во многом определивший особенности культурного наследия российского севера. Город сенсационных археологических находок, берестяных грамот, самобытного зодчества, древнейших русских памятников архитектуры. Числом сохранившихся памятников архитектуры домонгольского периода немногие города Руси могут быть сопоставлены с Великим Новгородом. А если рассматривать домонгольский период и период монголо-татарского ига, то в этом отношении только Псков, может быть, приближается к Новгороду. И ещё Новгородская республика явила истории своего рода первый вариант русской демократии – вечевые порядки – что в средневековой Европе вообще встречалось скорее в виде исключений. Город, где население не было поголовно холопами перед безраздельно властвующим правителем, но где вече выбирало себе князя на княжение, заключая с ним договор. В последующем не оправдавшего надежд князя можно было прогнать восвояси. Город, где в XIII в. были впервые созданы беговые лыжи, а в XV в. появилась первая копейка – монета с изображением Георгия Победоносца с копьём в руке.

Останавливаюсь, разворачиваю карту исторического центра Новгорода. Напротив останавливается только что отъехавший от кольца троллейбус, открывается передняя дверь, водительница интересуется, куда еду. Отвечаю, что в центр, она указывает, как лучше проехать, и троллейбус отправляется далее по маршруту.

В общем, я поехал не строго той дорогой, которую мне указали. От площади Строителей повернул влево. В древности в Великом Новгороде было две стороны – Софийская на левом берегу Волхова и Торговая – на правом. И 5 концов: 3 на Софийской стороне (Загородский, Гончарный или Людин, Неревский) и 2 – на Торговой (Плотницкий и Славенский). Вот, собственно, я нахожусь на Софийской стороне в Неревском её конце. Проехал вблизи храмов Зверина монастыря. Раньше когда-то в этой стороне находилось заповедное княжеское лесное угодье – Зверинец, отсюда и название. Вот, собственно, храм Симеона Богоприимца – первое уведенное мной здание Новгородской республики. Потом чуть далее задержался у церкви Петра и Павла в Кожевниках (преимущественно кожевники и селились в Неревском конце). Храм был возведён в 1402 г. на средства кожевников, чьи артели в древности располагались в этой части города. Храм не оштукатурен – так и было задумано изначально – и выглядит очень необычно. В его кладке сочетаются и ровно уложенные кирпичи, и крупные камни местного плитняка.  Затем я оказался у валов на месте Большого Земляного города. Большим Земляным городом называлась линия оборонительных сооружений, существовавшая в Новгороде  с конца XIV в. От него до наших дней сохранились только земляные валы и каменная Белая башня. Между Большим Земляным городом и кремлём позже – в XVIXVII  вв. – был возведен Малый Земляной город – та линия оборонительных сооружений до наших дней не сохранилась вовсе. Ныне на месте Малого Земляного города разбит Кремлёвский парк. Наконец, я выехал к кремлю.

Памятник военным лётчикам .

Зверин монастырь. Храм Симеона Богоприимца (1468 г.) и Покровский собор.

Церковь Св. Николы Белого (1312-1313 гг.).

Церковь Св. Петра и Павла в Кожевниках (1402 г.).

Валы Большого Земляного города.

Новгородский кремль: земляной ров, Златоустовская башня, за ней – башня Кокуй.

 

Раннее утро, народу почти никого. Поэтому мне удалось осмотреть новгородский кремль до того, как к нему стали стекаться толпы народа (я оказался в Новгороде в день города, ему 1150 лет). Ездить на велосипеде по кремлю нельзя, это так и указано при входе на территорию кремля. Но водить велосипед пешком можно. Конечно, новгородский кремль меньше смоленского – периметр стен 1,385 км, высота стен 8 – 10, 5 м, толщина – около 4-5 м. Из 15 башен до нашего времени сохранилось только 9. Но ведь новгородский кремль древнее смоленского – есть участки стен XIV в., а современный его облик новгородского кремля сложился около 1492 г. Осмотрел всю территорию кремля, всю его архитектуру. Софийский собор осмотрел и снаружи, и интерьер его (трижды заходил в собор, велосипед, разумеется, оставлял снаружи неподалёку). Вот в здание звонницы, увы, не зашёл. Вообще, в центре Великого Новгорода достопримечательности на каждом шагу, всё дышит историей. Пытаться перечислять всё увиденное просто не имеет смысла.  Своеобразна, например, на территории кремля совсем маленькая церковь Андрея Стратилата. Возведённая в один день во время свирепствовавшей в Новгороде чумы, она стоит и сейчас вся пронизанная для прочности металлическими перетяжками. Глядя на неровные стены здания, я удивлялся, как оно сохранилось с середины XV в. до наших дней!

Новгородская София, Софийский собор (1045-1050 гг.). Заметен легендарный голубь на кресте главного купола.

Слева от Софийского собора – Митрополичьи покои, справа – Евфимиевская часозвоня (XIV - XVII в.) и Иоанновский корпус (XVI-XIX вв.).

Открытые участки древней кладки Софийского собора. До XII в. собор не был оштукатурен.

Западный вход Софийского собора: Магдебургские врата (литьё XII в.).

Звонница 1439 г. Самый большой колокол – «праздничный» - весит 1614 пудов или 24824 кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евфимиевская часозвоня и Иоанновский корпус. Слева – Лихудов корпус (XV в.), слева  - Грановитая палата (1433 г.). >

Церковь Св. Андрея Стратилата (в 1440-х гг.).

Памятник «Тысячелетие России». Две фигуры верхнего яруса олицетворяют православную веру – фигуры России и ангела. Во втором ярусе сосредоточены большей частью фигуры монархов. В третьем ярусе 109 фигур отображают выдающихся персонажей русской истории.

Церковь Покрова (XVII в.) и Покровская башня кремля).

Златоустовская башня.

Каменные ядра у стен Софийского собора.

Дворцовая башня.

Спасская башня.

Княжая башня и башня Кокуй (высота башни 41 м).

Восточная проездная арка на месте Пречистенской башни и пешеходный Волховский мост.

Монумент Победы и Дворцовая башня кремля.

Монумент стоит на том месте, где в XVI – сер. XIX вв. начинались укрепления Малого Земляного города.

Вид с пешеходного моста на кремль.

На этом участке ранее всего (в 1331 г.) деревянные стены были заменены каменными. У водяных ворот хорошо прослеживается контур не сохранившегося раската. На эту часть кремля приходится Владычный двор. Софийский собор, музыкальное училище, Митрополичья, Фёдоровская, Владимирская башни.

 

У стен кремля тем временем по случаю праздника собирается ярмарка. Присмотрел на ярмарке деревянные кружки ручной работы с изображением Великого Новгорода. По словам мастера, из этих кружек можно пить, причём почти всё, кроме водки (разъедает пропитку на основе воска) и горячего. А скажем пиво и даже вино можно. На ярмарке вообще имеется большой выбор кружек ручной работы, но далеко не из каждой можно пить: некоторые, например, покрыты лаком – и даже не только с внешней стороны, но и с внутренней. Так что имеет смысл присматриваться.

Перекусив в парке пирожками, отправляюсь через кремль, а затем по пешеходному мосту на правый берег Волхова – на Торговую сторону. По пути могу наблюдать, как на реке проходят соревнования каякеров. Команда девушек и команда парней пытаются вёслами отправить мяч в ворота противника.

Единственный мост древнего Новгорода существовал в этом же самом месте и неоднократно становился то местом казни, то ареной стычек между Софийской и Торговой сторонами.

Вид от кремля на Волхов. На правом берегу – Ярославово Дворище. Слева – Гребной канал.

Соревнования каякеров на реке Волхов.

 

На Торговой стороне когда-то располагалась княжеская резиденция. Большой княжеский дворец, в своё время удивлявший заморских гостей, был деревянным, поэтому просуществовал недолго. К слову сказать, располагался он на месте ещё более древнего языческого могильника. После того, как дворец погиб в огне одного из средневековых пожаров, место вблизи его стало называться «дворищем». На дворище возникло несколько каменных памятников архитектуры – весьма древних, в т.ч. и один из первых  на территории России каменных соборов – Николо-Дворищенский. Здесь же когда-то собиралось вече: вечевая площадь располагалась у стен собора и церкви Параскевы Пятницы. Впрочем, вече собиралось и на Софийской стороне. Как нетрудно понять, торговля в Великом Новгороде, происходила преимущественно на Торговой стороне. Здесь жили ремесленники, торговцы, иноземные купцы, располагались амбары и хранилища.

Аркада Гостиного двора.

Церковь Параскевы Пятницы (1207 г.) и Воротная башня Гостиного двора (1690-е гг.).

Церковь Параскевы Пятницы и Николо-Дворищенский собор. Когда-то на этом пространстве собиралось вече.

Колокольня и Воротная башня Гостиного двора.

Собор Св. Николы; Никольский; Николо-Дворищенский собор (1113 г.).

Культурный слой у стен собора составляет 2,5 м – соответственно на столько собор выше, чем воспринимается сейчас. Справа от собора видна алтарная часть ещё одной древнерусской церкви Успения Богородицы на Торгу (1135 г.).

Церковь Св. Георгия Победоносца на Лубянице (1356 г., перестроена в конце XVIII в.).

Храм Св. Прокопия (1529 г.) и храм Жён-Мироносиц (1510 г.). Оба храма поставлены на средства купеческой династии Сырковых.

Храм Жён-Мироносиц.

Храм Св. Прокопия.

Церковь Св. Иоанна Предтечи на Опоках. Заложена в 1127-1130 гг. Разобрана и в точности возведена заново в 1453 г. Разрушена во время Второй Мировой войны и воссоздана в послевоенное время.

Осмотрев постройки Ярославова дворища, отправляюсь к церкви Спаса Преображения на Ильине – она стоит неподалёку. Издревле этот храм, расположенный на главной площади Торговой стороны, занимал особое место среди храмов Великого Новгорода. В настоящее время представляет собой музей. В церкви сохранились фрески византийского художника Феофана Грека, в большинстве случаев представленные фрагментами росписей. За плату их можно запечатлеть на фотоаппарат или на видеокамеру. Впрочем, условия освещения внутри храма таковы, что получить хорошие по качеству снимки затруднительно (а применение вспышки только ухудшает результат на фотоснимке). Трагичность образов, переданная творчеством Феофана Грека, выражает собой представление о неизбежности скорого конца света – в ту далёкую эпоху люди полагали, что конец света вот-вот наступит.

Осмотрев ещё два здания старинных храмов на Торговой стороне, возвращаюсь на Софийскую сторону и направляюсь в сторону Юрьева монастыря. По пути оказываюсь у Белой башни – единственной сохранившейся постройки большого земляного города. Затем – вблизи церкви Благовещенья в Аркажах (на Мячине), возведённой в 1179 г. Добираюсь до Юрьева монастыря не самым кратким, как оказалось, путём. По пути с дороги в стороне видно озеро Ильмень и идущие по нему суда.

Знаменский собор (1682 г.) Знаменского монастыря.

Церковь Спаса Преображения на Ильине (1374 г.)

 

 

Церкви Св. Михаила Архангела (1300-1302 гг.) и Благовещенья (1362 г.) на Торгу. Соединены галереей-гульбищем со звонницей (XVI в.).

Белая башня Большого Земляного города.

 

 

Церковь Благовещенья в Аркажах (1179 г.)

 

 

Из Ильмень-озера вытекает река Волхов.

Справа заметен Перынский скит. Вид от Юрьева монастыря.

Озеро Ильмень.

 

 

Осмотрел Юрьев монастырь и интерьер Георгиевского собора. Георгиевский собор был построен в 1119 – 1130 гг. Он большой, в кадр с трудом помещается. Можно только удивляться, как древние мастера возводили столь большие и высокие храмы. Высота храма впечатляет и внутри – достаточно взглянуть на поднимающиеся вверх колонны.

Крестовоздвиженский собор (1760-1761 гг.) Юрьева монастыря.

Юрьев монастырь. Колокольня (1841 г.) над Святыми воротами.

Георгиевский собор (1119-1130 гг.) Юрьева монастыря; собор Георгия Победоносца.

Гранитный киворий в Юрьевом монастыре (XIX в.).

 

Музей деревянного зодчества Витославлицы расположен вблизи Юрьева монастыря. Ветряная мельница находится напротив входа в монастырь. Но вход на территорию музея находится километром далее. В музее собраны памятники деревянного зодчества, начиная с 1531 г. из разных сёл Новгородчины. Новгородцы издревле были известны как искуснейшие плотники. Деревянные храмы, жилые избы, хозяйственные постройки, колодец с журавлём, современная реконструкция старинных речных судов – в настоящее время в музее представлена лишь треть экспозиции, которую планируется собрать. На территории музея имеется сувенирная лавка, где можно приобрести самые разнообразные поделки. Керамика, стилизованная под новгородскую старину – горшочки для приготовления пищи, молочные крынки и т.п. Полотенца, вышитые крестецкой строчкой, цена соответствующая (от 1050 руб. за полотенце и выше). Можно ещё в Витославлицах обратить внимание на доспешню – это такой старинный аналог современных кафе под деревянным навесом. В доспешне я попробовал напиток, который называется «мёд хмельной». По вкусу довольно своеобразный напиток, очевидно, содержит какие-то пряные травы. Вкусный.  По содержанию алкоголя – как очень лёгкое пиво.

Из Витославлиц видна стоящая вдалеке церковь Спаса на Нередице, а также руины храма на Рюриковом городище. Церковь Спаса на Нередице возведена была в 1198 г. Стоящая в руинах церковь Благовещения была построена позже – в 1343 г., но на основании каменного храма 1103 г. постройки. А ещё ранее – во второй половине IX в. на этом пространстве обосновался легендарный Рюрик, фактически перенёся тем самым столицу своих владений из Ладоги (куда он прибыл на княжение) в Новгород. С этого момента Новгород ненадолго стал центром стремительно расширявшего свои границы единого древнерусского государства – до тех пор, пока следующий князь – Олег – не перенёс столицу в Киев.

Музей деревянного зодчества Витославлицы.

Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района (1531 г.).

Церковь Николы из д. Высокий Остров Окуловского района (предп.1767 г.)

Церковь Успения из д. Никулино Любытинского района (1599 г.).

Видно озеро Мячино.

Часовня из д. Кашира Маловишерского района (XVIII в.).

Часовня из д. Гарь Маловишерского района (1698 г.).

Церковь Троицы из Рёконьской пустыни Любытинского района (1672-1676 гг.).

Церковь Николы из д. Тухоля Крестецкого района (1688 г.).

Церковь Николы из д. Мякишево Хвойнинского района (1642 г.).

Церковь Успения из села Курицко Новгородского района (1595 г.).

Вдалеке – церковь Спаса на Нередице и Рюриково городище.

Церковь Спаса на Нередице (1198 г., восстановлен после войны).

Правее – Рюриково городище и руины церкви Благовещенья (1343 г. на основании храма 1103 г, разрушена в 1940-е).

Изба Екимовой из деревни Рышево Новгородского района.

(вторая половина XIX в.).

Изба Шкипарева из д. Частова Новгородского района (1880 г.).

Изба Утёнковой из д. усть-Кировское Пестовского района (1880-е гг.).

Доспешня.

Мельница-шатровка из д. Ладощина Солецкого района (нач. XX в.).

 

Затем я направился к Перынскому скиту и осмотрел его, прогулялся по парковой дорожке. В древности это место именовалось как Перынь, посреди него стояли идолы древнеславянских божеств, в т.ч. идол Перуна. На этом месте происходили всевозможные языческие обряды – от безобидных действий вплоть до человеческих жертвоприношений. Конец языческим традициям в Перыни положило насильственное крещение новгородцев в 992 г. Посланные  князем Владимиром из Киева люди, подкреплённые ратной силой, уничтожили языческих идолов. По легенде, идол Перуна был сброшен в воду, а тот, проплывая под новгородским мостом, разгневавшись, молвил «сим потешайтесь, дети новгородские» и швырнул на мост палицу. И вот де с тех пор и происходили на мосту массовые беспорядки.

Со временем на Перынском холме была возведена православная церковь Рождества Богородицы (XIII в.). Она стоит и поныне.

Перынский скит.

За деревьями – церковь Рождества Богородицы (XIII в.).

Перынский скит. Три липы.

 

В сосновом бору разжигать костры и ставить палатки не разрешается, поскольку это монастырская территория. Поставил палатку неподалёку от скита и вблизи озера Ильмень. Там, кстати, стоит немало палаток, возле некоторых я наутро заметил несколько велосипедов (но заметил потом – когда уже уезжал, а велосипедисты спали).

Начал ставить новую палатку, но, увы, алюминиевые стойки оказались негожего качества, одна из них сразу же сломалась вместо того, чтобы согнуться. В результате оказалось, что палатку невозможно установить. Тогда я положил велосипед на землю, замкнул заднее колесо тросиком, постелил коврик так, чтобы ноги лежали на велосипеде и, завернувшись в палатку, лёг спать.

12.06.2007

Заснул быстро. Заснул – ещё светло, проснулся – уже светло. Проснулся посреди «ночи»: разбудили комары и мошкá. Они меня изрядно покусали. Как ни прикрывал физиономию сеткой, к утру левое ухо было заметно более опухшим, чем правое. Всё-таки до утра я ещё немного поспал.

Подъём – где-то около 5 утра. Недолго собирался, а затем направился через Новгород к Малой Вишере. В Новгороде по пути осмотрел ещё несколько храмов. Всё же около двух десятков храмов в Новгороде я не увидел, а кроме них есть ещё и старинные храмы в окрестностях Новгорода. Большая часть архитектурных памятников в Новгороде представлена постройками XIV XV вв. Именно тогда Новгородская республика достигла своего расцвета. Немало и храмов более раннего времени. Новгород производит впечатление самого русского города из всех, в которых я когда-либо был. И, пожалуй, самого самобытного.

Церковь Св. Троицы. Построена в 1365 г. по заказу купцов, торговавших с Югрой.

Главка XVII в., колокольня 1832 г.

Церковь Власия (XV в.).

Колокольня (1811 – 1813 гг.) древнего Десятинного монастыря.

Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастях (XV в.).

Памятник Александру Невскому, церковь Св. Бориса и Глеба (1536 г.), телерадиокомпания «Славия».

Церковь Св. Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.). Колокольня и трапезная достроены в XVII в.

Церковь Никиты Мученика.

 

А вот архитектурных памятников более позднего времени очень мало. В 1570 г. город сильно пострадал от невероятно жестокого и бессмысленного разгрома, учинённого Иваном Грозным и его опричниками. Чуть ранее, подбираясь к вершинам власти, Малюта Скуратов и Василий Грязной «разоблачили» не существовавший на самом деле заговор против царя и «измену» новгородцев, якобы собравшихся переметнуться к Литве. Они же предложили полностью уничтожить Великий Новгород – тогда второй по численности населения город России. Царь поддержал этих опричников и во главе опричного войска двинулся на Новгород. Краткое описание злодеяний, по-видимому, заняло бы немало печатных листов. Трудно понять логику организаторов расправы, но кровь лилась на всём пути следования войска. Десятки тысяч людей без вины были казнены в Твери, Торжке, Ивангороде, Великом Новгороде и окрестностях и едва такая же судьба не постигла Псков. Случалось, царь не только приказывал, но и собственноручно участвовал в убийствах. Имущество репрессированных грабилось или же уничтожалось без остатка. Существует даже легенда, что голубь на кресте Софийского собора окаменел оттого, что, пролетая по небу, увидел злодеяния опричного войска. А четырьмя десятилетиями позже город сильно пострадал ещё и от событий Смутного времени. И в результате численность населения города сократилась до 500 человек! От таких потрясений город долго не мог оправиться: после Смутного времени шведы заняли побережье Финского залива, и прежний размах торговли в Новгороде стал невозможен. Когда же Пётр I вернул побережье России, экономической столицей русского Севера стал Санкт-Петербург. А в Новгороде время как бы «застыло»…

Между прочим, всего лишь через сутки с очень небольшим мне уже надобно быть  в Орле на рабочем месте. У меня есть билеты на поезд, делающий остановку в Малой Вишере. Но туда – сотня километров. В общем, не то чтобы много. Но мало ли какие непредвиденные задержки могут быть в пути? Поэтому я более не задерживаюсь в Великом Новгороде.

Из Новгорода выезжаю в московском направлении. На выезде из города дорога проходит по мосту рекой Малый Волховец. Река является протокой, берущей начало из озера Ильмень и впадает в Волхов. Вдалеке видна церковь Спаса на Ковалёве (1345 г.).

Во время Второй Мировой войны на долю Новгорода выпали новые бедствия. В августе 1941 г. линия фронта установилась по рекам Волхов и Малый Волховец. Новгород оказался городом, оккупированным гитлеровцами. До января 1944 г. Новгород находился в прифронтовой полосе. Ущерб городу был нанесён колоссальный.

А южнее Новгорода линия фронта проходила по Ковалёву полю. На берегах Малого Волховца во время Второй Мировой шли тяжёлые бои, о чём свидетельствует расположенный поблизости от автодороги памятник. Поэтому после войны от здания храма Спаса на Ковалёве сохранились лишь основания стен. Здание было полностью восстановлено из руин. Энтузиасты-реставраторы сумели восстановить даже 12 фресок XIV в. из его внутреннего убранства, собрав их из полумиллиона мелких осколков. Ныне их можно увидеть на выставке в здании Гостиного двора (выставку я, к сожалению, не посетил – негде было на это время припарковать велосипед).

Река Малый Волховец и её рукава. На горизонте – село Ковалёво.

Церковь Спаса Преображения на Ковалёве (1345 г., восстановлена в послевоенное время).

 

После деревни Мшага основная автодорога поворачивает влево и сразу же проходит по мосту над Вишерским каналом. Вишерский канал соединяет между собой реку Вишеру и реку Мсту.  Течение в канале весьма заметное и направлено в сторону Вишеры. Здесь делаю передышку. Конкретно, насчёт Вишерского канала мне никакой информации не попадалось. Но вообще-то каналы в этой местности сооружались во 2-й половине XVIII в. Они должны были предоставить судам возможность обойти мелководное Ильмень-озеро. Строительство происходило при губернаторе Я.Сиверсе, поэтому один из каналов так и назван – Сиверсовым. Не представляю, насколько же тяжёлым было это занятие при технологиях того времени!

Маловишерский канал у деревни Мшага.

 

Немного заморочившись среди транспортных развязок, тем не менее выезжаю точно, куда надо. Автодорога «Е-95» здесь не столь хороша как на участке севернее Новгорода: край полотна узок, обочина пыльная. Вдоль трассы надобно проехать менее километра в сторону Петербурга. Поскольку правая сторона дороги претерпевает ремонт, и обочина там засыпана щебёнкой, я еду по обочине левой стороны – так безопаснее. Затем сворачиваю на автодорогу, идущую к Малой Вишере. Второстепенная дорога, асфальт для велосипеда хорош, автотранспорта почти нет. У первого же перекрёстка убеждаюсь: хорошо, что поехал не через Новоселицы – та дорога разбита. И, конечно, вот эта дорога на Малую Вишеру несоизмеримо лучше для велосипеда чем дорога через Спасскую Полисть. Во-первых, на этой дороге почти совсем нет автотранспорта, и она доступна по всей своей ширине. Асфальт разбит лишь на одном участке протяжённостью 1 – 2 км, а на остальном протяжении – хорош. Во-вторых, в первую половину  дня от Солнца меня прикрывают тенью деревья. Деревья же прикрывают и от ветра. В-третьих, дорога не однообразна (чего я опасался), хотя вроде бы и идёт среди больших лесных массивов. Берёзовые древостои чередуются с сосновыми и еловыми, с луговинами и небольшими аккуратными деревнями. Местами эта автодорога напоминает собой живописную парковую дорожку. К прочим достоинствам можно отнести отсутствие крутых и затяжных подъёмов. Это – идеальная для велосипедных прогулок дорога! Ехать по ней – одно удовольствие. Правда, ближе к полудню здесь активизируются слепни. Крупные слепни могут настырно преследовать по нескольку сотен метров. Однако на ходу тяпнуть они не успевают.

Дорога пересекает речку Вишеру и проходит через несколько деревень. В Марково над рекой можно заметить вблизи моста небольшую церквушку. В селе Александровское на зданиях можно увидеть таблички: «ул. Александра Невского». Насколько это видно с дороги, улиц в селе всего две. Ближе к селу Папоротно в лесу и в самом деле можно увидеть большие заросли папортника-орляка, так что деревня вполне оправдывает своё название. На выезде из Папоротно можно заметить, что в одну сторону от дороги почвы песчаные, а по другую суглинистые. Разница столь резко бросается в глаза, что, я думаю, должен быть по левую сторону какой-то песчаный карьер, из которого песок на просёлке и оказывается.

В Папоротно поворачиваю на автодорогу «Спасская Полисть – Малая Вишера». Она хуже для велосипеда, поскольку автотранспорт по ней ходит немало, а ширина проезжей части – та же самая, если не меньше. Приходится следить за транспортом, и если поблизости сходятся встречная и попутная машины, смещаться на обочину. По пути пересекаю верховье Вишеры, называемое Большой Вишерой.

Автодорога на Малую Вишеру.

Обилие папоротника-орляка в лесу в окрестностях деревни Папоротно.

Река Вишера у села Мытно.

Река Большая Вишера у с. Некрасово.

 

Во втором часу дня приезжаю в городок Малая Вишера. Он маленький, своё начало берёт от железнодорожной станции. Здание железнодорожной станции было построено в 1856 г. по проекту архитектора Р. Желязевича одновременно с железной дорогой и сохранилось до наших дней. Оно является главной архитектурной достопримечательностью Малой Вишеры. Помимо него архитектурными памятниками в Малой Вишере являются два здания паровозного депо, водоподъёмное здание и водокачка, два купеческих особняка и здание реального училища. Во всяком случае, так гласит распечатка в здании железнодорожной станции.

пгт Малая Вишера. Типичный для севера России жилой дом.

Одно из немногих старинных зданий в Малой Вишере.

Здание железнодорожного вокзала (1856 г.) – главная архитектурная достопримечательность Малой Вишеры.

 

До поезда «Санкт-Петербург – Курск» времени ещё предостаточно. Коротаю его, отдыхая на станции. Кстати, пройти к ней можно по пешеходному мосту над путями. Меня немного беспокоит – «а вдруг» поезд подадут к другой платформе, и тогда с велосипедом я не успею на неё переместиться.

Где-то часов в шесть-семь вечера начался ливень, он длился полчаса, затем прекратился.

Поезд прибывает в 2109, стоянка поезда – всего лишь одна минута. Хорошо, что все поезда со стороны Петербурга подходят, как правило, к одной и той же платформе. Я удачно рассчитал место остановки восьмого вагона – он остановился как раз напротив меня. Влез с зачехлённым велосипедом в тамбур, в тамбуре снял переднее колесо (гайки были ослаблены заранее), а дальше как обычно. В плацкартном «купе» меня поджидал сюрприз: здесь же ехала группа москвичей с велосипедами. Насколько я понял, они ездили на выходные в Питер на «покатушки» в условия белых ночей. Ко мне они интереса не проявили, а я навязываться не стал, тем более, что очень хотел спать. Разобрал постель и «отправился в люлю».

13.06.2007

Просыпаюсь где-то после Тулы. Поезд идёт по знакомым местам. За окнами красиво: Тульская область, Мценский район Орловской. В 816 прибываю на ж. станцию «Орёл». Выгружаюсь, собираю велосипед. Не успел поезд исчезнуть из поля зрения (стоянка – не то 11, не то 12 минут), как я уже готов ехать своим ходом. Сразу же еду на работу. И почти сразу же выезжаем на машине под Становой Колодезь.  Неплохо: сутки назад я был близ Новгорода, а сейчас вот уже работаю возле Станового Колодезя! Давно мне не удавалось провести крупные поездки в полном соответствии с задуманным планом. Поэтому я, пожалуй, приведу ниже следующую таблицу.

Вечером возвращаюсь домой.

 

пункт

Текущее время

Время в пути без времени остановок

км

Ср. скорость

Орёл; ж. вкз.

-

23 мин.

3.90

10,2 км/ч

С.-Пб.: ж. вкз.

1350

-

-

-

Близ Колпино

1829

3 ч. 16 мин.

46.37

13,5 км/ч

Близ Чудово

050

5 ч. 10 мин.

93.34

18,1 км/ч

Спасская Полисть

250

1 ч. 40 мин.

25.36

15,2 км/ч

Новгород

605

2 ч. 29 мин.

40.78

16,3 км/ч

Перынский скит

Около 20 ч.

5 ч. 14 мин.

35.46

6,8 км/ч

Перынский скит

550

-

-

-

Мшага

851

2 ч. 09 мин.

30.44

14,2 км/ч

пов. на М.Вишеру

920

22 мин.

5.03

13,7 км/ч

Папоротно

1219

2 ч. 45 мин.

51.15

18,6 км/ч

у ст. М.Вишера

1352

1 ч. 13 мин.

17.97

14,8 км/ч

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

9.06.2007

 

23 мин.

3.90

 

10-11.06.2007

 

17 ч. 59 мин.

241.31

 

12.06.2007

 

6 ч. 30 мин.

99.59

 

13.06.2007

 

31 мин.

7.80

 

Всего

 

25 ч 23 мин.

352.60

 

 

Источники по истории и архитектуре Санкт-Петербурга и Великого Новгорода:

 

1)     Великий Новгород и окрестности. Путеводидель. М., АЯКС-ПРЕСС, 2005. – 96 с.

2)     Виктор Смирнов. История Великого Новгорода. М., Вече, 2006. – 480 с.

3)      

http://www.citywalls.ru/house2851.html (Тюрьма "Кресты"  - Церковь св. Александра Невского - музей "Кресты")

4) http://www.photosight.ru/photos/2198723/

5) http://sobory.ru/article/index.html?object=03531 (народный каталог православной архитектуры)

6) http://sobory.narod.ru/novgorod/novgorod/00430_novg_trubich_pokr.htm

7) http://sobory.narod.ru/piter/piter_city/00713_piter_city_rozhd_christ.htm

http://sobory.ru/article/index.html?object=04285 (народный каталог православной архитектуры)

8) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3) (Богоявленская церковь (Санкт-Петербург) материал из Википедии – свободной энциклопедии).

9) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 (Исаакиевский собор; материал из Википедии – свободной энциклопедии)

10)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0 (Копейка; материал из Википедии – свободной энциклопедии)

 

P.S. Что ещё можно упомянуть в связи с увиденным в ходе поездки? Спустя всего несколько недель после описанных событий произошёл теракт на железной дороге в окрестностях станции Малая Вишера. Под скорым пассажирским поездом был взорван железнодорожный мост. Это можно назвать чудом, но в результате подрыва никто не погиб. Техническую сторону событий наглядно осветили СМИ по горячим следам: за счёт высокой скорости поезд не рухнул вместе с мостом вниз. Вспоминая особую одухотворённость Великого Новгорода и его окрестностей, я также склонен полагать, что в неопределённой степени одухотворённый ландшафт не позволил свершиться очередному злодейству, коих в истории было уже немало.

 

На главную