На главную

НАПРАВЛЯЯСЬ ВО ВЩИЖ.

 

СНЕЖЕТЬ.

День первый.

Начало мая. Весна выдалась поздняя. Погодные условия соответствуют середине апреля.

Выходим на станции Мылинка и добираемся до моста над Снежетью. Нас – шестеро. Четверо отправляются по Снежети на байдарках, двое левым берегом едут на велосипедах. Предполагаемое место встречи – чуть выше Белобережского водохранилища у впадения левого притока.

От моста начинаем движение левым берегом. Первый километр прошёл по асфальту, затем начались пески. Некоторые участки дороги особенно неприятны. Вот, например, выезд из деревни Филосов Завод. Дорога идёт на подъём, но перед этим минует низину. В низине песок переувлажнён, проехать… Будем считать, что невозможно. Слева от дороги ещё лежит большой участок слежавшегося снега. Снежник раскрашен в синие, жёлтые и зелёные цвета, отчего напоминает лёд перед половодьем. И такие снежники в лесу встречаются нередко.

Вскоре просёлок проходит вблизи заболоченной вырубки – тоже неприятный участок пути. А вот ближе к деревне Бабинка дорога становится намного лучше. В Бабинке поворачиваем направо. По пути нам приходится перебираться через ручей вешних вод – и ноги сухими не остаются.

Выезжаем в пойму, а там – множество обширных луж, оставшихся с половодья. В Снежети вода стоит вровень с берегами, и кое-где затоплены основания деревьев. Русло реки необычайно извилистое.

Пейзажи по берегам Снежети похожи не столько на первомайские, сколько – на октябрьские. Тёмно-зелёные сосны, голые лиственные деревья, свежий зелёный луг, желтоватые и красноватые оттенки, создаваемые прутьями ивняка. Идёт дождь.

Появляются экипажи байдарок. Приостановившись поблизости, они продолжают затем движение дальше. Исчезают за поворотом. Спустя несколько минут, обогнув длинный полуостров, появляются снова. А перемычка, соединяющая полуостров с берегом, в самом узком месте имеет в ширину всего два – три метра.

Следуем за байдарками вдоль берега. Спешим, стараясь не упустить из виду, и поэтому выбираем не лучший путь. По тропинке вдоль берега. Один раз даже пресекли посреди ивняка разлив реки – по колено в воде. Вода ледяная. Спасибо рыбакам, подсказали, как выйти на удобный просёлок. По нему движемся до левого притока. Перебраться через него можно только по пояс в воде – это в лучшем случае. Байдарочники переправляют нас на другую сторону, и метров через двести все мы располагаемся на ночёвку.

Кстати говоря, позже ходили мы вдоль Снежети и пешком. Тоже вдоль левого берега, но другой дорогой – ближе к реке. На просёлках песка много меньше. От Мылинки и почти до самых Белых Берегов лес редко подступает к реке вплотную. Почти везде он отделён от русла десятками и сотнями метров пойменных лугов.

И, кстати. Не надо путать брянскую Снежеть и тульскую Снежедь. Это совершенно разные реки.

Начало мая. Типичный просёлок брянских лесов. Дорога Мылинка – Бабинка.

< Белобережское водохранилище.

День второй.

Подъём в полшестого утра. Солнце только-только появляется  над горизонтом. Дождя нет, ветра – тоже. И это хорошо. Из лагеря выезжаем в 7 утра, так и не условившись с байдарочниками о следующем месте встречи. «Где-то в нижней части водохранилища» - это очень неопределённая формулировка.

Мы намерены через Брянск добраться до Овстуга и Вщижа и затем вернуться к Белобережскому водохранилищу.

Просёлок, ведущий к Белым Берегам, не так плох, как можно было ожидать. Во всяком случае, много лучше, чем просёлки предыдущего дня. Дорога идёт через лес изгибами и здесь очень красиво. Выходит к железнодорожной насыпи. Далее до Белых Берегов приходится трястись на щебёнке.

От Белых Берегов автодорогами добираемся до Брянска. Пересекаем Фокинский район. Встречный ветер поднимается незаметно и поначалу дует без порывов. Движение становится утомительным, но мы лишь на выезде из Фокинского района соображаем, в чём дело. А ветер ещё и холодный. Выхолаживает. А от этого соображалка работает плохо, и вообще клонит в сон. Делаем небольшую остановку, затем пересекаем оставшуюся часть Брянска.

Но ветер усиливается пуще прежнего. И даже на спуске в посёлке Мичуринский наша моментальная скорость едва достигает 25 км/ч. Про среднюю скорость предпочту умолчать.

Остановились после поста ДПС. В стороне видна окраина Брянска – вероятно, Бордовичи. По трассе точно во встречном направлении быстро движутся тени облаков.

Мы сочли благоразумным отказаться от дальнейшего движения на Овстуг. Иначе не останется времени, чтобы до наступления темноты отыскать нашу группу на берегу водохранилища. Возвращаемся в Белые Берега – но другой дорогой. Через Бежицу, Володарский район Брянска и Большое Полпино. Понятное дело, ветер стал попутным. Скорость колеблется от 18 до 26 км/ч и ниже 20 почти нигде не опускается. И это – без особых усилий с нашей стороны.

Вблизи Партизанской Поляны нам пришлось ненадолго задержаться: переправлялись по завалам через речку Велью. Но к пяти часам вечера мы вернулись в Белые Берега. Совершенно случайно выехали к берегу водохранилища точно в том месте и точно в то время, когда там оказались наши байдарочники.

На ночёвку решили расположиться на противоположном берегу. Байдарочники направились туда напрямик. Мы же сначала посетили местные магазины, переждали дождь, а уже затем добрались до места. Кстати, посреди леса мы повстречали несколько знакомых лиц. Надо думать, такого нашествия орловских туристов Белые Берега не видели давно. Помимо нашей группы, здесь оказались две команды пейнтболистов – сошлись в лесу на поединок. А в верхней части водохранилища лагерем расположились ещё человек пятьдесят.

Километраж дня составил 99 км. Помимо погодных и дорожных условий следует учесть то обстоятельство, что один из наших велосипедов имеет всего одну передачу. И, хотя мы не добрались до Овстуга и Вщижа, можно признать, что поездка прошла успешно.

На третий день больших выездов делать не стали. На протяжении дня изощрялись в кулинарных изысках. Ездили пару раз в Белые Берега. Днём ранее через мост над Снежетью мы переходили без труда. А вот теперь он оказался частично затоплен, поскольку на расположенной выше плотине увеличили водосброс. Возле правого берега оказался водоток глубиной по щиколотку. За день мы четыре раза принимали «ножные ванны». А день этот был тёплый – первый тёплый день за весну.

Вот зато следующий день – день отъезда – оказался пасмурным холодным и с проливным дождём.

Карта местности.

 

ОВСТУГ – ВЩИЖ.

Полагаю, я достаточно уверенно чувствую себя на велосипеде, чтобы осваивать межсезонье и зимний период. Итак, первая половина ноября.

Что-то около 11 утра отъезжаю от железнодорожного вокзала Брянск-Орловский. Пересекаю Брянск и выезжаю из города в Смоленском направлении.

В самом Брянске туман не особо заметен, а вот за городом он очень густой. Очертания встречных автомобилей прорисовываются только с 200 м. И я опасаюсь, что сам  плохо виден на дороге.

Деревянные одноэтажные дома на Брянском ополье внешне отличаются от тех, что имеют место под Орлом. Они в плане более приближены к квадрату (соотношение окон 3:2 самое обычное), ставней не имеют, а крыша помимо двух больших скатов имеет также два маленьких неполных ската. Наиболее аккуратные и ухоженные дома чаще всего бывают покрашены в зелёный цвет.

Скирды на Брянском ополье тоже своеобразны: по очертаниям они имеют сходство с местными домами. Тоже в плане приближаются к квадрату и тоже имеют 4 ската – два побольше и два поменьше. Скаты на скирдах, конечно, не столь чётко выражены, как на зданиях.

Туман постепенно рассеивается. Но пасмурно. Вдоль дороги иногда встречаются замёрзшие лужицы. Температура воздуха весь день держится чуть выше нуля – что-то порядка +2 - +3°С. И хотя температура плюсовая, но шарф надо было брать толще: сырой встречный воздух проникает под куртку. А ещё я забыл взять перчатки. Зря, конечно. Но пока вроде терпимо, и руки по ходу движения не мёрзнут.

Очевидно, что «Солидол-24» густеет от холода: поездка происходит тяжелее, чем можно было ожидать. По субъективным ощущениям один километр идёт за 2,5. По мере усталости иногда останавливаюсь для того, чтобы передохнуть и перекусить. Костёр разводить некогда. Конечно, холодная газированная вода и мороженые сосиски – вовсе не подходящая пища для ноябрьских поездок… Долго стоять на месте нельзя – чтобы не остыть и не замёрзнуть. Поэтому продолжительность коротких остановок ограничена ощущением холода.

Въезжаю в Овстуг. Первым делом оказываюсь вблизи здания местной администрации. Перед зданием установлен памятник. Сидит такой на скамейке… Я думал – Тютчев. Два кадра на него потратил. Подъезжаю ближе – ан это Ленин…

Далее выезжаю к зданию церкви и к ограде усадьбы. В музее Ф.И. Тютчева я когда-то уже был на экскурсии. Парк большей частью просматривается с дороги. Ограничиваюсь взглядом со стороны и еду далее. Крутой спуск с поворотом влево. Открывается вид на фасад музея, памятник Ф.И. Тютчеву, пруд, мост, беседку. Немного далее по левую сторону дороги стоит ветряная мельница, а по правую – водяная мельница.

После короткого крутого подъёма дорога выходит из Овстуга. Открываются с высокого берега пейзажи Десны. Русло самой реки к дороге не подходит. Вечер уже близко. Но Солнце скрыто за облаками, и когда начнут сгущаться сумерки – неясно.

Дорога ведёт ко Вщижу через село Неготино. Она новая, на картах не отмечена, качество асфальта повсюду хорошее.

Останавливаюсь на «Т»-образном перекрёстке. По левую сторону вдалеке виднеется сооружение. В серой дымке даже масштаб его непонятен. Может, это и есть Вщиж? Поворачиваю влево и оказываюсь возле памятника-часовни павшим воинам. Верх его выполнен в форме древнерусского шлема. Вокруг на пашне можно заметить остатки высоких земляных сооружений, испорченные распашкой. Возле дороги лежит большой камень, на котором выбиты два первых четверостишия из Тютчевского «От жизни той, что бушевала здесь…» Поначалу я решил, что это и есть Вщиж, хотя, конечно, меня озадачило необычное расположение вдали от источников воды и от крутых склонов. На самом же деле это были древние курганы. А площадка городища Вщиж находится на западной окраине одноимённого села. В чём я вскоре и убедился.

Уже начинает смеркаться.

Схематичный облик типич-ного жилого дома на Брянском ополье.

Церковь в Овстуге.

 

<«Несовместимая» композиция.

Скирды на Брянском ополье.

Музей Вщижа.>

Музей Ф.И. Тютчева в Овстуге.

 

Памятник на курганах вблизи Вщижа.

 

 

На въезде в село Вщиж справа от дороги находится фундамент внушительного, как можно понять, сооружения. Местный житель пояснил мне, что здесь стояла церковь – большая, но не очень древняя. Она была взорвана в середине XX в. Он же указал дорогу к площадке городища.

По пути я оказался возле небольшого кирпичного здания, являющегося одновременно и церковью, и музеем Вщижа. Построено оно в самом конце XIX в. Жаль, конечно, но с экспозицией мне ознакомиться не довелось: уже поздний вечер.

Площадка древнего городища расположена на мысу с крутыми склонами. По одну сторону – глубокий овраг, по другую – Десна. Хорошо просматривается левобережье Десны. Детинец древнего Вщища располагался как раз на этом мысу. Вблизи детинца находилось селище, где наряду с деревянными постройками стоял каменный храм. В те далёкие времена каменные храмы возводились далеко не в каждом городе. И, к слову, Вщиж даже был центром небольшого княжества – до того момента, когда был полностью разрушен ордынским отрядом. На площадке городища сейчас установлено два креста. Ещё один находится неподалёку на окраине одноимённого села.

Все эти места – и Овстуг, и Вжиж, и Дятьковичи – тютчевские.

Из Вжища на Дятьковичи прямой дороги нет, хотя на карте она отмечена. В условиях надвигающейся ночи я не стал ломиться напролом через глубокий овраг, лес и два километра бездорожья. Развернулся на 180° и выехал из Вщижа той же дорогой. Затем в глубоких сумерках ещё раз проезжаю вблизи курганов.

Как раз к тому времени, как я добрался до автодороги Брянск – Смоленск, стемнело окончательно. Свет встречного транспорта слепит. В таких случаях на спусках по нескольку секунд едешь просто куда-то в темноту – ничего не видно. Небезопасно. Свет своего фонаря слабый: батареи почти разряжены. Иногда накрапывает дождь. В ста восьмидесяти километрах от Орла ночью на загородной автодороге да в ноябре-месяце ощущаешь себя несколько одиноко. В стороне хорошо различима засветка неба над Дятьковичами. Встречаются по пути какие-то деревни с огнями в окнах, какие-то дорожные указатели. Потом становится видна и засветка неба над Жуковкой.

Последнюю передышку делаю у моста над Десной. Десна здесь не особо широкая. Темно. Ещё раз сверяюсь с картой – её можно рассмотреть в свете автомобильных фар.

Жуковку ночью осматривать не стал. Железнодорожный вокзал нашёл без труда.

В 2040 я вышел на перрон. А поезда перед собой не увидел. Странно… И вот времечко уже 2048, а поезда всё нет! По расписанию он отходит в 2049. Я начинаю беспокоиться. Спрашиваю на перроне, насчёт поезда «Жуковка – Брянск». «-Да вон он стоит», - последовал ответ. Поезд стоит метрах в ста в стороне. Ва!!! Сажусь на велосипед – и к поезду. Только-только влетел в тамбур – и двери за мной закрываются. Еле успел. Еду поездом до Брянска, где делаю пересадку.

Протяжённость этой поездки составила около сотни километров. В условиях короткого светового дня и низких температур в ноябре на более длительные переходы лучше не загодя не рассчитывать.

 На главную