На главную

ЖИЗДРА.

30.04.2004

Около 19 ч. приходит «ГАЗель». Загружаем вещи и самих себя в кузов. Места для сидения не шибко удобные, но имеются. К сожалению, из кузова ничего не видно. Разве что через дырку в тенте можно наблюдать, как мы проезжаем мимо брянских и калужских лесов и луговин. Некоторое время идёт дождь, барабанит по тенту.

Остановил ДэПээСник. На вопрос «Что везёте?» водитель отвечает, что байдарки. Постовой заглядывает под тент, светит жезлом и затем произносит: «Да у вас тут не только байдарки, но и народу полно!» И тут до нас доносится «легенда»: «Да это спортсмены, это кандидаты в мастера спорта, они едут тренироваться в Калужскую область на Жиздру…» И так далее. Постовой выразил сомнение насчёт того, что Жиздра – достаточно крутая река, чтобы проводить на ней соревнования спортсменов-водников. Но в конечном итоге, удостоверившись, что всё в порядке, пропустил.

Уже ночью проезжаем через райцентр Думиничи, мимо станции Думиничи, выезжаем на автодорогу Думиничи – Речица. Останавливаемся перед высоким железобетонным мостом, что перекинут через Жиздру. Дорога подходит к мосту по длинной насыпи. Справа от дороги уже расположилась группа туристов-водников. Мы разместились на небольшом открытом пятачке слева от дороги.

1.05.

Ночью холодно, сквозь облака светят почти полная Луна и звёзды, но во время подъёма уже тепло и солнечно.

В Орле на Оке лёд сошёл ещё в середине марта, и никакого половодья не было. Снег тоже стаял в середине марта.

Жиздра вроде бы недалеко: по прямой километров сто. Но на Жиздре – половодье! Река разлилась на сотни метров. Из воды торчат кусты и деревья. Местный говорит нам, что река разлилась всего два дня назад, а в середине апреля в лесу ещё лежал снег. Огромные лесные массивы – та самая причина, по которой в Калужской области мы застали высокое половодье.

Жук-плавунец, проплывающий на мелководье над цветущими корзинками пижмы – это нонсенс!

Народу на реке очень много. Пока спали, та группа, которую мы застали, уже «снялась с якоря» и ушла на маршрут. Но вместо её подъехали ещё две. Да, – говорю, – теперь мне понятно, почему Жиздра вышла из берегов!

Стапель.

Делаем пробный выход на воду. Течение быстрое. Повсюду – кусты-лабиринты, среди которых нарезает крюки в поисках прохода ещё одна группа. Это даже интересно.

Выходим на маршрут. Течение очень даже хорошее. Русло реки сильно извилисто, оно  выдаёт себя чистой полосой воды, идущей между двух линий кустов. Кругом тянутся обширные разливы, затопленные луга, кусты, деревца, иногда – небольшие острова. Повсюду – самые разные оттенки зелёного: примеси серого, красноватого и жёлтого цветов на разных видах ив, тёмно-зелёный цвет сосновых крон и изредка – совсем уж тёмно-зелёные ёлочки. В лесу цветут ветреницы лютичная и дубравная, хохлатки, фиалки.

Вова развлекается, направляя байдарку то на одиноко висящую над водой сухую ветку дерева, то срезая путь через кусты и затопленные луга. Самый краткий путь – не самый лёгкий и не самый быстрый. На вопрос, зачем он так делает, отвечает, что  «иначе не интересно».

Более всего запомнилось второе такое срезание. Сначала мы прошли через перекат, образованный затопленными стволами деревьев. Этакий миниатюрный порожек. А затем напролом стали ломиться через кусты, среди которых течение образовывало ещё одну быстрину. И залезли в такое переплетение веток! И назад течение выйти не даёт, и прямо по курсу оказалась плавучая куча веток – наверное, ондатровая хатка. С неё как раз в воду в ужасе соскочила какая-то крыса. Проползла наша байдарка кое-как по краю этой кучи, и мы оказались на большом затопленном лугу. Где находится основное русло – не видно. Разлив оказался мелководным. Мы прошли его, постоянно задевая вёслами дно, и только затем вышли в основное русло. Остальных байдарок уже и не видно – все ушли вперёд. Пришлось догонять.

На луговинах течение если и есть, то намного слабее, чем вдоль фарватера. Но всё же иногда оно заметно. Пару раз за день посреди затопленной луговины нам встретилось… весьма необычное изменение водной поверхности. Его никак нельзя назвать ни миниатюрным порогом, ни шиверой, ни перекатом. Вообще, нет такого слова. Течение, пересекая на мелководье какое-то вытянутое понижение с небольшой амплитудой высот, образует на поверхности воды пологое понижение. Оно повторяет своей формой очертания отрицательной формы рельефа дна, но только в слегка сглаженной форме. Перепад уровней – менее полуметра. Мы в шутку назвали эти понижения водной поверхности «порогами».

Берега Жиздры на протяжении всего дня почти везде низкие. В одном месте по левому берегу имеется относительно высокий берег, покрытый соснами. Здесь много окопов. С берега можно обозревать панораму разливов.

Выходим на большой разлив реки. Весь пойменный луг – от леса и до леса – затоплен. Ширина разлива – около километра, длина – и того больше. Он большей частью очень мелкий. Фарватер проходит у левого берега. Попытка срезать по прямой – среди торчащих местами из воды кочек и трав – успехом не увенчалась. Как мы ни корячились, ничего не вышло. Зато, надо думать, от души повеселили расположившуюся на левом берегу группу.

После этого разлива мы снова ломимся через кусты влево, срезая траекторию. Течение на входе в кусты неплохое. И тут моё весло попадает поперёк между двух ветвей: не успел вовремя убрать. Байдарку неслабо накренило на левый борт. Ветви были упругие, я успел выдернуть весло, и оверкиля не случилось. А могло. Зато я неслабо плеснул воды к себе в лузу – сразу с обеих лопастей. Как так получилось?

После этого происшествия наша байдарка несколько сотен метров перемещается по воде среди больших деревьев. Очень необычно. Другим путём сюда же выходят другие экипажи.

Далее этого места обширных разливов на реке больше нет, река течёт исключительно в русле. Хотя уровень воды в реке высокий, но бровка береговых откосов теперь стала выше. А те разливы, которые имеются в пойме, с рекой если и связаны, то только небольшими протоками. Срезать траекторию негде.

Проходим под высоким мостом асфальтированной автодороги Чернышено – лесничество (д. Клинцы). За мостом – очень маленький красивый островок с елями. На правом берегу – немало колючей проволоки и противотанковый ёж. Правый берег выше, он обращён на северо-запад, поэтому местами до сих пор в лесу лежит снег.

Несколькими сотнями метров далее в Жиздру справа впадает самый длинный её приток – река Рессета. Устье Рессеты неширокое.

До впадения Рессеты Жиздра казалась не похожа ни на что – ни на Вытебеть, ни на Тунозеро, ни на Селигер. И на Жиздру она была непохожа. После впадения Рессеты Жиздра становится более-менее похожа на себя.

Чернышено – большое село. Грести мимо него надоело. С берега доносятся дурные вопли местной молодёжи.

Километрами двумя далее Чернышено над Жиздрой проходит ещё один автомобильный мост – выше и длиннее любого предыдущего.

На ночёвку остановились на правом берегу Жиздры в сосняке. Место не продувается северным ветром. Напротив, в пойме левого берега находится озеро паводковой воды.

2.05.

Выходим на маршрут. Где-то в окрестностях устья речки, название которой – Коща – выходили на правый берег. На узком мысу стоят три больших берёзовых креста, ещё один – за мысом чуть ниже по течению. Возле крестов – остатки каски, сапёрной лопаты, противогазов и пр. Табличка с надписью: «Вечная память павшим героям». По Жиздре длительное время проходила линия фронта.

Следующий участок реки, имеющий северо-восточное направление примечателен не только отсутствием поворотов, но невысокой скоростью течения.

Далее по правому берегу расположена деревня Гретня. По карте отмечена, как нежилая. Но непохоже, чтобы она была заброшенной. Хотя проводов на столбах не видно.

Возле берега болтаются в воде пластмассовые стулья, какие обычно выставляют в летних кафешках. Диман и Лена подбирают один из стульев и загружают в свою байдарку. А что – удобно будет обедать или ужинать, например. Чуть далее на берегу стоят местные. Они кричат, что это их стул, и чтобы стул оставили. Диман возражает: стул он выловил в реке. И гребёт далее. Местные грозятся завести моторку.

И действительно, едва мы расположились километром ниже на обед, как появилась моторка. Действительно, это их стул. Оказывается, сидя на этих стульях, местные рыбаки удят рыбу. Пришлось стул отдать. Но зато местные прокатили одного из участников похода в Гретню – за водой – и назад.

После перекуса мы сплавились по реке ещё немного и остановились на ночёвку на правом берегу. Место хорошее, имеется разреженный сосняк и большая луговина. А вот дров здесь почти нет. Для поиска дров применили даже бинокль – без особого результата.

Зато водятся клещи двух видов. Так что имеет резон осматривать себя время от времени.

03.05.

Ходовой день. Поначалу река такая же, как и в предыдущий день. Быстрое по причине высокой воды течение. Сосновые боры на невысоких берегах, которые представлены откосами с обнажениями рыхлых пород. Опять же по берегам имеются окопы, на левом берегу установлен памятный знак. Препятствий никаких. Типичная равнинная река. Подробно описывать эту часть пути нет смысла. На таких маршрутах впечатления от похода определяются главным образом составом группы. Если группа подобралась из психологически совместимых участников, обладающих здоровым чувством юмора, и среди которых есть активные личности – то поход пройдёт замечательно. В нашем случае так оно и есть.

На двухкилометровом участке правый берег становится высоким. Очевидно, это край Ульяновского ополья. По карте здесь должна быть деревня Восты. Мы её не видели.

Далее по берегам нередки безлесные участки. Ландшафт речной долины всё более приобретает черты, присущие тем, что имеются близ устья Вытебети. Отсюда до Вытебети, кстати, недалеко.

На ночёвку остановились на левом берегу где-то ниже д. Павлово.

Наблюдаем в бинокль тонкий серп Венеры (выпуклой стороной вправо).

04.05.

Завершаем маршрут у высокого автомобильного моста близ села Дрéтово. Под мостом – довольно быстрое течение.

Антистапель. На берегу много клещей. Долгое ожидание «ГАЗели». На мосту мобильной связи нет. Чтобы позвонить, необходимо пройти через село на возвышение до указателя «Ульяновский район».

От Дретово до Хвастóвичей асфальт хорошего качества, дорога новая. На юге Калужской области вообще, насколько можно заметить, появилось много новых асфальтированных дорог, ещё не отмеченных на картах. В Хвастовичах и далее – до села Стайки – дорога тряская. Но в Стайки то мы напрасно заехали: не та дорога. Зато местный житель рассказал нам, что недавно появилась новая асфальтированная дорога, ещё не отмеченная на карте, которая идёт по линии Хвастовичи – Красное – Теребень – Палькевичи – Коссы – Жудрё. После села Теребéнь эта полоса ровного асфальта узка, много извивов. Встречный лесовоз остановился и пропустил нас: на повороте не разминулись бы. Асфальт заканчивается на границе Калужской области. Последние три километра – в лесах «Орловского Полесья» дорога представлена щебёнкой, имеются ощутимые спуски и повороты. Потом дорога выходит на асфальт.

Водители обращают внимание на то обстоятельство, что диск Луны не полный. Но ведь прошлой ночью он был полный! Началось лунное затмение. Поначалу затмеваемая часть диска не видна вовсе. Поначалу выглядит интересно. В то время когда остаётся неправильной формы серп, остальная часть Луны тоже видна, хотя освещена тускло. Луна теперь уже выглядит нездорово и восторга не вызывает. Похожа на апельсин, напрочь испорченный бурой гнилью. В полной фазе лунное затмение тоже выглядит уродливо.

В город приезжаем посреди ночи с 4 на 5.05.

 

 

<< Половодье на

 Жиздре близ

Думиничей.

 

Жиздра. Половодье^.

 

<В лесу выше

моста автодороги

«Чернышено –

Клинцы».

Типичный участок Жиздры где-то у д. Гретня

Село Дретово и дорога на Козельск.

Жиздра вблизи Дретово. Вид с моста вверх по течению.

 

 

 На главную